Эффект плацебо изучен мало. Репутация плацебо прекрасно известна психологам, нейробиологам, терапевтам, антропологам и философам, собирающимся на официальный конгресс Общества междисциплинарных исследований плацебо в Лейдене. Для этих ученых важно, чтобы их работы были признаны мейнстримной наукой; ими движет уверенность в том, что плацебо на самом деле мощное лекарство, игнорировать которое – значит вредить пациентам.
За четверть века работы накопилось достаточно доказательств этому, утверждает New York Times Magazine. Дайте людям сахарную пилюлю, и их состояние – особенно, если оно связано с хроническим стрессом, а вам доверяют – улучшится. Порой даже не нужно вводить пациентов в заблуждение. Достаточно выдать сахарную пилюлю человеку с синдромом раздраженного кишечника и уверенно сказать, что именно они – сахарные пилюли, классическое плацебо – признаны эффективными средствами лечения, и пациенту полегчает. Депрессия, боли в спине, мигрень, посттравматическое стрессовое расстройство и многие другие заболевания реагируют как на плацебо, так и на настоящие лекарства.
Несмотря на это, большинство врачей остерегаются брать плацебо на вооружение из-за отсутствия четкого понимания механизмов его работы. Не то чтобы понимания нет совсем – большая часть объяснений эффекта плацебо связана с психологией, фокусируется, к примеру, на ожиданиях пациента. Но для серьезных врачей этого недостаточно.
«Что в нашем исследовании внушает докторам доверие? Молекулы! Они обожают подобные штучки», – говорит Тед Капчук, глава программы изучения плацебо в Гарвардской медицинской школе. Сам он считает эффект плацебо результатом сложных сознательных и подсознательных процессов, встроенных в отношения врача и пациента. Без них исследователям плацебо будет трудно закрепиться в мейнстримной медицине.
Однако c помощью фМРТ и других технологий Капчук с коллегами уже начали исследовать биохимические процессы, которые могут пролить свет на тайну плацебо и ответить на вопрос, почему они эффективнее в отношении отдельных людей. Научное обоснование позволит нам лучше понять имеющиеся у организма механизмы самолечения, а сам эффект плацебо, вероятно, бросит медицинской науке серьезный вызов.