В современной экономической реальности, где на первый план постепенно выходят технологии, телекоммуникации и совместное потребление, влияние и власть на рынке все чаще концентрируются у нескольких крупных игроков. При этом у них также появляется возможность закрепить за собой фактически монопольное положение, формально не нарушая антитрастовых законов. Любой потребитель сходу сможет назвать несколько примеров таких компаний: Google, Facebook, Apple, Amazon, Uber, Airbnb; по их стопам, кажется, идет и карпулинговый сервис BlaBlaCar. Как так получается?
Старый подход
Как объясняет экономист Дениз Херн, соавтор книги «Миф капитализма: монополии и смерть конкуренции» (выйдет в конце ноября), понятие о монополиях, которым десятилетиями руководствовались регуляторы, устарело. При оценке предполагаемых слияний антимонопольщики принимают во внимание в первую очередь благосостояние потребителей, которое напрямую ассоциируется с низкими ценами; в итоге, если сделка не приводит к повышению цен, то она получает одобрение.