Остров Шикотан. Фото: Yuri Maltsev / Reuters

Остров Шикотан. Фото: Yuri Maltsev / Reuters

На своей двусторонней встрече в ходе Восточноазиатского саммита в Сингапуре Владимир Путин и Синдзо Абэ, судя по всему, решили активизировать переговоры по заключению мирного договора на основе Совместной декларации 1956 года, предусматривающей передачу Японии острова Шикотан и гряды Хабомаи. Судя по интенсивности предстоящих контактов Москвы и Токио на высшем уровне, – через две недели лидеры встретятся на саммите «двадцатки» в Аргентине, в начале 2019 года Абэ посетит Москву, летом 2019-го Путин поедет в Японию на очередной саммит «двадцатки», – стороны настроены завершить этот затянувшийся более чем на 60 лет процесс чем-то конкретным. И хотя в обеих странах общественность уже обсуждает возможную передачу островов, дьявол, как известно, в деталях, а точнее в условиях, которые российская сторона намерена навязать Японии. И пока нет ясности, что их политическая цена окажется для Синдзо Абэ приемлемой.

За каких-то два месяца лидеры двух стран, как в поединке дзюдо, опираясь на силу соперника, сумели обменяться взаимно-нейтрализующими «бросками», выравнивающими позиции, но уже на качественно ином уровне. Когда в сентябре на Восточном экономическом форуме Путин в присутствии Абэ внезапно предложил до конца года заключить мирный договор без предварительных условий, а уже затем на его основе продолжить переговоры по делимитации границы (китайская модель решения территориальной проблемы, на которую так любит ссылаться Путин), это выглядело как публичное унижение Абэ, чей «новый план» по решению территориальной проблемы и двадцать с лишним встреч с Путиным не дали пока ничего. Москва, прекрасно зная, что такой «экспромт» ( на самом деле это старая советская переговорная позиция) для Токио абсолютно неприемлем (что Абэ тут же во Владивостоке и ответил Путину – непублично), похоже, посылала сигнал, что решение территориальной проблемы с Японией не является приоритетом, а инициативы Абэ по экономическому сотрудничеству недостаточны для подвижек по островам. Казалось, что на теме можно ставить крест. Все вернулось на круги своя.

Но Абэ смог обратить в общем-то непроходную переговорную позицию Путина себе на пользу и при подготовке к встрече в Сингапуре тактически переиграл российского президента, сделав ему предложение, от которого почти невозможно отказаться (но можно повысить ставки в торге).