Нью-Йоркская фондовая биржа 20 ноября 2018 года. Фото: Brendan McDermid T / Reuters

Нью-Йоркская фондовая биржа 20 ноября 2018 года. Фото: Brendan McDermid T / Reuters

«Трудно припомнить день, когда бы нефть – ее цена, влияние на экономику, роль в международных отношениях или влияние на окружающую среду – не занимала первые полосы газет, не определяла центральную тему телевизионных новостей или не была бы темой жаркого обсуждения в блогосфере», – считает один из ведущих в мире нефтяных экспертов Дэниел Ергин.

Автор монументальной «Добычи», должно быть, преувеличивает легкость, с какой нефть способна в любой момент захватить общественное внимание. Но если примерить эту цитату к событиям последних нескольких дней, то мы вынуждены согласиться с каждой ее буквой. Резкое обрушение и столь же резкое восстановление неделю назад наделали шуму. Американская WTI почти разом подешевела на 7,1% и в какой-то момент опускалась ниже $55 за баррель, чего не случалось с 2015 года. «Она уже растет, она уже корректируется. […] Сейчас это все корректируется», – только и нашел что сказать глава «Роснефти» Игорь Сечин, когда на следующий день его попросили прокомментировать тревожную динамику.

Впрочем, он оказался прав. Вскоре рынки и вправду поменяли направление, но лишь затем, чтобы несколькими днями спустя уйти в свободное падение под натиском медведей. Brent потеряла 3,47%, подешевев до $64 за баррель – минимум за последние 8 месяцев. В России аналитики почти в один голос говорят об отсутствии каких-либо «фундаментальных и новостных причин для такого снижения» и указывают на «технический характер» обвала. Тем временем подобная динамика, по версии Goldman Sachs, отражает «озабоченность по поводу избыточного предложения сырья в 2019 году, а также более общие опасения товарного и фондового рынков на фоне прогнозов замедления роста мировой экономики». Аналитики не обещают рынкам спокойствия как минимум в ближайшие недели.

Но отстранимся на секунду от биржевой суеты и перенесемся в кабинет Владимира Путина, где вчера глава ФНС Михаил Мишустин отчитывался перед президентом о налоговых поступлениях в бюджет.