Самолет Sukhoi Superjet 100. Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Самолет Sukhoi Superjet 100. Фото: Максим Блинов / РИА Новости

SSJ100, главную надежду российского гражданского авиастроения, продолжают преследовать неудачи. В последнее время проблемы возникают так часто, что производитель лайнера, «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), едва успевает отвечать на критику. Иногда вместо компании это делают ее партнеры – вроде мексиканской Interjet, опровергнувшей информацию о том, что из-за проблем с поставками запчастей для SSJ100 перевозчик вынужден потрошить внутренности четырех из двадцати двух российских лайнеров, имеющихся в парке, для пополнения склада комплектующих.

Только в прошлом году со ссылкой на исследование самого российского производителя СМИ сообщили о существенном снижении эксплуатационной надежности самолета. Компания поспешила заявить о почти абсолютной исправности лайнеров. Но теперь вовсю обсуждаются конструктивные дефекты двигателей (в камерах сгорания), вынуждающие перевозчиков сокращать количество часов налета, и без того небольшое из-за частых поломок и длительного ожидания запчастей. У некоторых российских авиакомпаний двигатели выходят из строя менее чем через год эксплуатации.

Впрочем, технические и сервисные проблемы могут показаться временными трудностями на фоне хронического отставания от графика – производственного и сбытового, что постоянно отодвигает сроки окупаемости проекта. О форсировании экспортных программ вспоминается все реже. Несмотря на внушительное число твердых контрактов, не менее двух третей фактических эксплуатантов – российские заказчики, 80% которых составляют государственные структуры. Как считает ведущий эксперт в сфере транспорта из ВШЭ Андрей Кромаренко, SSJ100 – лучшее достижение российского авиапрома, но по мировым меркам самолет трудно назвать удачным.