Фото: Nicolas Economou / Zuma / ТАСС

Фото: Nicolas Economou / Zuma / ТАСС

Плата за выбор места в самолете – правило, которое действует у многих авиакомпаний (обычно для пассажиров эконом-класса). Цены различаются в зависимости от рейса и расположения в салоне – в британских авиакомпаниях, например, доплата может составить от 2 до 100 фунтов на человека. При этом ее требуют не только за более комфортные, но и за стандартные места.

Куда сажают тех, кто не платит за выбор? Если бронировать билеты на семью или друзей, как рассадят их? Единых правил нет, хотя ребенку, например, обычно выделяют место рядом с одним из родителей (без доплаты). Но взрослые, которые летят вместе, могут оказаться в разных концах салона.

О том, обоснованы ли сборы, можно спорить. Но случайное распределение мест для тех, кто их не платит, по крайней мере выглядит беспристрастным. А если это не так?

Год назад такие вопросы зазвучали в отношении бюджетного перевозчика Ryanair. От пассажиров тогда стали поступать жалобы. Раньше, говорили недовольные клиенты, когда они путешествовали вместе, их обычно сажали рядом даже без доплаты. Но затем все изменилось – людей, по их словам, стали рассаживать в разные части салона. Некоторые утверждали, что им также с большей вероятностью выделяли менее популярные (средние) места.

Проще говоря, компанию – и некоторых других перевозчиков – заподозрили в том, что она настраивает свои алгоритмы так, чтобы рассаживать спутников подальше. Это провоцирует пассажиров платить, чтобы лететь рядом. В Ryanair обвинения отвергли. Однако Управление гражданской авиации (CAA), посвятившее этому отдельный отчет, подтвердило, что для подозрений есть основания.

Доклад, который недавно опубликовали в обновленной версии, не содержит прямых доказательств махинаций с алгоритмами. Но отмечает, что шанс на то, что людей, путешествующих вместе, посадят порознь, у Ryanair гораздо выше, чем у ряда других перевозчиков. Эти выводы привлекли внимание британского правительства, которое собирается их проверить. Схожие подозрения в отношении перевозчиков неофициально высказывались и в США.