Жилой комплекс "Марфино" в Москве.  Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости

Жилой комплекс "Марфино" в Москве. Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости

Экономика – это искусство рационального. Она должна давать нам живость, склонность к экспансии и творчеству, энергию действия. И ни в коем случае не загонять в клетки, в которых мы будем вяло шевелиться и ждать, когда нас накормят.

Но ведь так и происходит. Москва стремительно обрастает домами-муравейниками гигантского размера. Она пухнет. В России жилищное строительство с 2016 года падает. Ввод в действие жилых домов (по общей площади жилых помещений) в 2016 году к 2015–94%, в 2017 к 2016–98,7%, за 9 месяцев 2018 к тому же периоду 2017–98,1% (данные Росстата). А что Москва? За 9 месяцев 2018 года – 127,6% к тому же периоду 2017-го. А Московская область? За 9 месяцев – плюс 118%. Доля Москвы и Московской области – 17,8% всей площади жилых домов, вводимой по стране. В части многоэтажек – еще больше.

Внутри своего третьего кольца Москва – город, в котором есть интереснейшие архитектурные решения. Но за третьим кольцом возникает, мало-помалу, футуристический мир, в котором уничтожаются любые пустые или малоэтажные пространства и на их месте возводятся дома-муравейники, дома-бетонные колодцы, дома-клетки, окно в окно, в которые съезжается население со всей России. Посмотрите, что сделали с бывшим стадионом Юных пионеров и куском стадиона «Динамо» на Ленинградском проспекте – когда-то светлыми кусками Москвы. Что случилось на Ходынке, которую можно было бы сделать Меккой для архитекторов. И как крупноразмерное жилье строится прямо на ключевых автомагистралях – лучше места, конечно, не найти, воздух там свеж и чист.