Власти Люксембурга решили полностью отменить плату за общественный транспорт начиная с 2020 года. Плату за проезд в транспорте до этого уже отменили некоторые европейские города. Не так давно это сделали на части территории Эстонии (в Таллине такой проект был запущен несколько лет назад).
Технически это осуществляется за счет расширения дотаций, одного из основных источников финансирования общественного транспорта. По сути, это означает, что дополнительные расходы будут покрывать налогоплательщики — те же пассажиры. Хотя некоторые модели, как показывает опыт Таллина, даже с учетом этого пользуются спросом.
Зачем это нужно?
Одна из причин — загруженные дороги. Люксембург — небольшое государство площадью в несколько тысяч квадратных километров, его население — около 600 тысяч человек. Но помимо этого там еще работают более 180 тысяч человек из соседних стран — Бельгии, Франции и Германии (средняя зарплата в Люксембурге — около €50 тысяч в год, почти на 40% выше, чем во Франции).
Число таких людей, как отмечает сотрудник Люксембургского института социально-экономических исследований Оливье Кляйн, растет. При этом в стране и так высокая концентрация автомобилей — 662 на тысячу человек. Это самый высокий показатель в ЕС, не намного отстающий от рекордного показателя США — более 800 машин.
Ну само по себе глупо муниципалтную услугу, а общественный транспорт это муниципальнач услуга ставить на коммерческие рельсы, поэтому окупаемость за счёт продажи услуги достигнута не будет. Это своего рода пошлина, но нужно понимать выгодно ли администировать эту пошлину, либо стоит сократить на это издержки и сделать проезд бесплатным например.
Отличное направление движения, но чтобы люди пересаживались на ОТ, нужно, чтобы он ещё и ходил куда нужно и достаточно часто. А если после 19:00 он пропадает, то как же им пользоваться?
Как видно, пример Таллина оказывается несколько спорным. В целом, мейнстрим сегодня - это целевая поддержка определенных категорий пассажиров, а не тотальная отмена оплаты. Такой подход минимизирует затраты муниципалитета. Поддержка же основной массы работающих людей бесплатным проездом требуется все же в особых условиях - при массовом оттоке населения, например.
.
Важнее другое: сегодня в подавляющем большинстве городов Европы используются достаточно сложные механизмы финансирования общественного транспорта, и доля сборов за проезд в доходах системы колеблется, грубо говоря, между 30-60%, будучи важным, но никогда единственным источником. У нас что-то подобное реализовано только в Москве. Альтернативных механизмов на самом деле множество: помимо прямого субсидирования, французы вводят сбор с работодателей, скандинавы - с парковок и проезда по центру, повсеместно девелоперов привлекают к постройке новых линий и т.д., поскольку качественный транспорт приносит косвенную выгоду для всех.
Для муниципалитетов выгоднее полностью отказаться от сбора платы за проезд, чем расширять льготы. Экономия достигается за счет полного упразднения билетной системы: становятся ненужными кассы с кассирами, выпуск билетов, валидаторы, контролеры и т.п. Упрощается бухгалтерия муниципальных перевозчиков. Если же только расширять армию льготников, то к существующей билетной системе нужно добавить еще и билетную систему для льготников, которая живых денег не приносит, но администрирования требует.
В целом, мейнстрим сегодня - это целевая поддержка определенных категорий пассажиров, а не тотальная отмена оплаты. /// нет, как раз полная отмена платы. уже немало городов в европе ее отменили, таллин был лишь одним из первых и первым среди крупных. я сам сначала был против отмены платы, считал это всего лишь очередным популистским шагом правящих в городе центристов. но потом пришел к выводу, что популизм этот не отменяет того, что скоро общественный транспорт повсюду будет становиться бесплатным, как обязательное школьное образование, которое тоже когда-то было платным. а то, что у нас пока мало народу отказалось от автомобилей - так это просто постсоветская отрыжка, люди еще не навладелись своим транспортом, машина для многих больше понты изголодавшегося по собственности бывшего совка, чем необходимое транспортное средство. геморроя с машинами, особенно в спальных районах, строившихся в безлошадном совковом прошлом и не рассчитанных на такую нагрузку, зачастую больше, чем пользы.
"уже немало городов в европе ее отменили" что такое немало? 5? 10? 50 процентов? В большинстве городов проезд платный и довольно дорогой. Недавно 5 немецких городов отказались от идеи бесплатного проезда, также отказался Париж. Во всех крупных городах есть плата. Таллин - пока скорее исключение, чем правило. И там специфическая ситуация с налогами
У нас бесплатно. 24 тыс человек. Франция.
Я стесняюсь спросить какой общественный транспорт в поселке в 24 тысячи человек? Например, население самого маленького района в Саратове 50 тысяч человек, и он прекрасно обходится пешком. Я это к чему у разных населенных пунктов разные проблемы.
Автобусы. Другого быть не может, весьма холмисто. Только это город, а не посёлок ;) впервые исторически упомянут в 966г
Например, население самого маленького района в Саратове 50 тысяч человек, и он прекрасно обходится пешком. /// ну вы там в россии и без нормальных дорог вообще привыкли обходиться. ;-) у нас в городке силламяэ с населением в 14 тыс. и то есть городская автобусная линия. кстати, с 2017 года для жителей города проезд тоже бесплатный.
Если речь идет о борьбе за экологию то ходить пешочком лучше для неё чем Общественный транспорт, да и для здоровья проходить 5-10 км в день скорее польза чем вред, особенно если город располагает под это дело. Тем более при отсутствии холодной зимы.
в польше уже 6 городов с бесплатным проездом в от (среди которых люблин, например, с его 340 тыс. жит.). до того, как таллин ввел новшество, в европе было уже 20 таких городов, в северной америке - 16. сейчас их много больше (и поляки следовали примеру таллина). ну и то, что немецкие города обсуждают это - результат тренда. сегодня отказались, завтра сделают бесплатным свой от.