Одна из причин известной слабости инноватики в России состоит в том, что ее отдельные элементы выглядят как набор LEGO: есть образование, есть наука, есть производство, но кирпичики все не складываются в целостные конструкции. Поскольку похоже, что естественным путем этого не произойдет, периодически появляются инициативы по сборке. Последняя из них – научно-образовательные центры (НОЦы) из майских президентских указов. По их поводу сейчас активно идут переговоры между правительством и инициативными группами от регионов. Предложений НОЦев от регионов уже около трех десятков, но запущено будет только 15. О чем вообще речь?
По замыслу авторов, НОЦы должны запустить кооперацию между университетами, научными институтами и индустрией. Кроме того, НОЦы должны стать мировыми центрами притяжения исследователей и разработчиков. У инициативы два возможных пути. Первый – обычный: механически собрать в регионах разбросанные по университетам, научным институтам и R&D-отделам корпораций исследования и разработки и всем этим суммарно отчитаться. Второй предполагает, что у нас появится шанс на возникновение глобальных инновационных кластеров.
Тупиковые ходы
В ядре НОЦев должно лежать радикальное ускорение процессов производства, передачи и применения новых знаний и технологий. Места, где это происходит, и называются в мире инновационными кластерами. Кластеры стали появляться после Второй мировой войны, когда правительства разных стран поняли, насколько кардинально технологии могут поменять ситуацию с безопасностью. Самым крупным заказчиком разработок и Кремниевой долины, и бостонской Дороги 128 сначала было федеральное правительство США.