XVIII съезд партии "Единая Россия". Фото: Дмитрий Астахов / пресс-служба правительства РФ / ТАСС

XVIII съезд партии "Единая Россия". Фото: Дмитрий Астахов / пресс-служба правительства РФ / ТАСС

Если действия одного человека кажутся неразумными другому, то почти всегда причина этого лежит в непонимании мотивов этого другого и в неполном знании условий, в которых тот находится. Считать, что окружающие глупее тебя, – это очень наивно и недальновидно, а пытаться объяснить взрослому человеку, что он чего-то «не понимает», даже невежливо. Поэтому когда публика обсуждает действия политиков или когда политики высказываются друг о друге, то фразы «они не понимают», «невозможно понять, почему», «это полный абсурд» и так далее не следует прочитывать буквально. На деле они означают, что действия одних противоречат интересам других, а разбираться в основаниях того, почему нам кто-то мешает, означает признать эти основания чем-то серьезным и вообще заслуживающим внимания. Гораздо эффективнее, выразив недоумение по поводу действий, тут же спросить, «а по какому праву» кто-то действует нежелательным для нас образом, и начать тем самым систематически подрывать статус оппонента. Так, например, работает вопрос о легитимности власти, и впервые он возник задолго до того, как Макс Вебер сформулировал соответствующую теорию: ставить под сомнение право властвовать мы начинаем с первым же проявлением властных отношений.

Один из вопросов, на которые предлагается ответить властителю, когда от него требуют обосновать свой статус, – вопрос о стратегии. В самом деле, если правящее лицо или группа заявляет, что ведет общество к благу, то было бы странно, если бы они не могли объяснить, в чем это благо состоит, какими путями к нему собираются двигаться, какими принципами при этом руководствоваться и какие издержки нести. Наличие публично проговариваемой стратегии – один из аспектов легитимности власти, а сама стратегия является компонентом разумности действий. Но легитимность и разумность в перспективе общего блага не являются обязательными чертами авторитарных режимов – это относится, в частности, к современной России. Господство здесь обеспечивается сочетанием кнута и пряника, а идеологическая проработка имеет целью не убедить граждан в чем бы то ни было, а научить их произносить правильные слова в подобающих ситуациях. Это нужно для того, чтобы помочь россиянам не терять лицо, ведь жить в условиях старофасонного авторитаризма, который не имеет шансов стать хотя бы авторитаризмом развития, не быть в состоянии влиять на собственную судьбу, бояться выражать свои мнения иначе, кроме как в ворчании у себя дома на кухне, унизительно и стыдно.