Кадр из фильма "Праздник". Фото: youtube.com

Кадр из фильма "Праздник". Фото: youtube.com

На окраине блокадного Ленинграда отмечает Новый год семья микробиолога Воскресенского – жена, бабушка, двое взрослых детей. Семья на спецобслуживании – поэтому их жизнь и быт разительно отличаются от быта большинства советских граждан в тылу и на фронте. Собственно, вся «крамола» фильма в этом; тема хотя и болезненная с точки зрения нынешней идеологии, – внушающей мысль о том, что в страдании все советские люди «были равны», – но далеко не новая. Даже в оттепельном фильме «Летят журавли» Михаила Калатозова (1957), хотя и неявно, было показано, что во время войны не все жили одинаково. Впрочем, нынешняя идеология не просто воспроизводит советскую – она еще и пытается обнулить новейшую коллективную память.

Фильм «Праздник» режиссера Алексея Красовского предсказуемо подвергся ожесточенной критике в Госдуме еще до выхода; но режиссер, кажется, даже не пытался получить прокатное удостоверение в Минкульте – сразу выложил фильм в сеть. Мы имеем дело с ситуацией, в которой «все всё понимают» – и даже не тратят время на формальности. Это тоже сравнимо с позднесоветской практикой, когда иной писатель даже не пытался пробиться в официальную печать, а сразу отдавал свою вещь в самиздат. Причем Алексей Красовский – вполне «системный» до недавнего режиссер (его прошлый фильм «Коллектор» с Константином Хабенским в главной роли был обласкан критикой). Тем не менее для следующего фильма режиссер выбрал заведомо непроходную тему, отказавшись от государственного финансирования – сделав, тем самым, выбор в пользу индивидуальной стратегии продвижения, пусть и рискованной. Этот факт должен был бы насторожить современных идеологов: схема «лояльность в обмен на финансовую стабильность» для очередного российского режиссера перестала быть единственной из возможных. Но, как и в 1970-е, идеология считает все это мелочью на фоне общих свершений.