Фото: Shannon Stapleton / Reuters

Фото: Shannon Stapleton / Reuters

Экономика США в 2019 году может поставить новый рекорд продолжительности роста ВВП. Прошлый рекорд – более 10 лет – был поставлен в 2001 году, когда рост, начавшийся в США в период распада социалистической системы в Европе, продолжался до конца пузыря доткомов. Поэтому пока мало кто готов поверить в прогнозы о начале рецессии в развитых странах во второй половине 2019 года или в 2020-м. Попытки «выкупить» рынок акций перед началом публикации отчетности, хорошие данные по занятости и розничным продажам в США, ожидания отказа ФРС от быстрого повышения ставок – основные источники оптимизма инвесторов, сохраняющегося несмотря на почти 20-процентное падение американского рынка и еще большее – рынков стран БРИКС.

В России экономика демонстрирует самую продолжительную за почти 30 лет стагнацию, когда начиная с 2009 года рост наблюдается лишь в некоторых сырьевых отраслях, а в большинстве остальных мы видим сокращение отечественного производства и потребления, а с 2014-го – еще и импорта. Темпы роста ВВП РФ укладываются в статистическую погрешность. Частные инвестиции снижаются уже несколько лет. А усиливающееся по всем направлением налоговое и тарифное изъятие денег у населения и бизнеса не оставляет шансов на рост внутреннего спроса. Отток иностранного капитала и сокращение импорта вследствие санкций не оставляют стране шансов на быстрый рост, даже если мировая рецессия окажется краткосрочной и неглубокой.

В крупных экономиках (кроме российской) выработан положительный опыт управления ростом ВВП – и особенно финансовыми рынками – через регулирование процентных ставок и монетарные стимулы. В текущем цикле США и другие развитые страны уже провели три программы QE («количественного ослабления») – от ФРС с программы LTRO (долгосрочного рефинансирования) и OMT (краткосрочного рефинансирования банков) до ЕЦБ, а также их аналогов в Японии, Великобритании, КНР. Такие программы: а) накачали экономики развитых стран и КНР десятками триллионов долларов не обеспеченных кредитов, б) позволили финансировать бюджеты и крупные банки «почти бесплатно», в) дали фондовым рынкам триллионы долларов на рост капитализации, частично попавшие в реальный сектор и к технологическим предпринимателям. Это продлило текущий цикл в экономике и помогло развить новые технологии и повысить занятость, особенно в США.

Однако 2019-й может стать завершающим годом цикла в США и в мире. И чем дольше администрации Трампа и ФРС удастся растянуть относительно высокие темпы роста ВВП (около 3%), тем сильнее и продолжительнее будет последующая рецессия. Ее ожидание уже сказывается на финансовых рынках, особенно на развивающихся.