Мужчина с девочкой во время митинга против пенсионной реформы в Москве. Фото: Sergei Karpukhin / Reuters

Мужчина с девочкой во время митинга против пенсионной реформы в Москве. Фото: Sergei Karpukhin / Reuters

Любая попытка заглянуть в будущее строится на том, что выделяются тенденции, выглядящие основными, в то время как второ- и третьестепенные (по мнению прогнозиста) линии опускаются. Хотя именно эти переменные и могут сыграть ключевую роль. Это обстоятельство всегда следует подразумевать, когда имеешь дело с масштабным прогнозом.

Логика власти

В ближайшие годы логика действий власти (государства, доминирующей элиты) будет определяться решением трех основных задач. Первая – обеспечить транзит социально-экономической системы с сохранением ее основ и бенефициаров. Эта задача шире, чем проблема-2024, хотя преемственность власти, с точки зрения бенефициаров системы, есть залог сохранения последней.

Вторая задача – подготовка к войне. Считается, что риски масштабного военного конфликта быстро растут и к нему надо усиленно готовиться. В любом случае Кремль уверен, что России придется долгое время (до начала 2030-х) жить в условиях конфронтации с Западом, то есть в предвоенной ситуации. Причем, с точки зрения российского руководства, ресурс игры на обострение Россией еще не исчерпан. То есть конфронтация фактически запрограммирована.

Соответственно, третья стратегическая задача – мобилизация ресурсов одновременно для противостояния с Западом, перевооружения и модернизации национальной инфраструктуры. Главным источником ресурсов считается население страны, у которого имеется 20–28 трлн рублей, подлежащих изъятию.