В конце 2018 года в свет вышли две книги, проливающие свет на источники финансирования сталинской индустриализации, – «Небесная голубизна ангельских одежд. Судьба произведений древнерусской живописи» и «Алхимия советской индустриализации». Егор Сенников поговорил с их автором Еленой Осокиной, доктором исторических наук, профессором Университета Южной Каролины.

– Исследователей всегда влечет поиск ответа на какой-то важный вопрос, всегда хочется разгадать некий секрет. Какая загадка мучила вас, когда вы решили исследовать тему продажи Советским Союзом культурных ценностей в 1920–1930-е годы?

– Я занимаюсь социально-экономической историей со времен учебы в университете; кандидатскую диссертацию я писала на кафедре источниковедения МГУ у Ивана Дмитриевича Ковальченко о развитии капитализма в крестьянском хозяйстве Российской империи. А докторская диссертация («За фасадом “сталинского изобилия”», 1998) стала исследованием карточной системы, черного рынка и способов выживания людей в годы советской индустриализации. После этого меня прежде всего интересовал вопрос о финансировании индустриализации советским руководством – откуда взялись средства в стране, где к концу 1920-х годов практически не было золотовалютного запаса?

Первым шагом к поиску ответа на эти вопросы стало исследование магазинов Торгсин (Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами. – Republic). В период карточной системы (1931–1935) и массового голода (1932–1933) советские люди могли купить продукты и товары в Торгсине в обмен на наличную валюту, переводы из-за границы, золото царской чеканки, предметы из драгоценных металлов и камней. На эту тему я вышла отчасти случайно: работала в архиве и нашла документ о том, что ценности, скупленные Торгсином, в годы массового голода оплатили треть промышленного импорта страны, а за весь период его работы – более пятой части импорта. Цифра поразила меня. После этого я 8 лет работала над книгой «Золото для индустриализации. Торгсин» (2009); а в 2018 году в издательстве НЛО вышла моя книга «Алхимия советской индустриализации» – это новое осмысление и популяризация истории Торгсина и его времени.

Книга «Небесная голубизна ангельских одежд. Судьба произведений древнерусской живописи, 1920–1930-е годы» (НЛО, 2018) – тоже результат интереса к экстраординарным источникам валютного финансирования индустриализации. Изначально я хотела написать книгу о торговой конторе «Антиквариат», которая занималась продажей художественных ценностей из советских музеев и библиотек. В ситуации государственного валютного банкротства на рубеже 1920–1930-х годов массовый экспорт произведений искусства казался многообещающим. Я начала писать книгу с главы о распродаже русских икон, но она превратилась в масштабное самостоятельное исследование.