Дональд Трампа во время ежегодного послания к Конгрессу. Фото: Doug Mills / Reuters

Дональд Трампа во время ежегодного послания к Конгрессу. Фото: Doug Mills / Reuters

Президент России по Конституции имеет много прерогатив и лишь одну обязанность – обращаться к Федеральному Собранию с посланием. Этот институт мы позаимствовали у американцев. Во исполнение пункта 3 главы 2 Конституции США, президент должен регулярно информировать Конгресс о положении дел в стране. Помимо собственно информации, послание служит двум целям. Во-первых, задает основные параметры будущего бюджета и законодательной повестки дня на год. Во-вторых, это мощный публичный повод. Уже столетие – со времен Вудро Вильсона – президенты зачитывают послание лично, с 1922 года оно транслируется по радио, с 1947-го – по телевидению, с 1997-го идет трансляция во всемирной сети.

Публичность задает многие особенности жанра: президент не упустит возможности отметить свои достижения, надавить (в вежливой полемике с оппонентами) на болевые точки и противоречия, а также подчеркнуть сопричастность чаяниям простых американцев, в том числе приглашая в зал Конгресса людей, чьи подвиги или испытания нация запомнила в предшествующем году.

Путь Трампа к третьему своему посланию оказался нелегким. По обычаю, приглашение выступить с посланием президент получает от спикера нижней палаты. Лидер нового демократического большинства в ней Нэнси Пелоси приглашение направила, но потом предложила президенту не приходить: в условиях шатдауна сокращению финансирования подверглась и секретная служба США, а потому, якобы, нельзя ручаться за безопасность. Хотя охрана президента тут же заверила, что справится, ход Пелоси был продуманным. О безопасности в Америке заботятся всерьез, а в Капитолии в этот день собираются руководители всех трех ветвей власти. Так что аргумент сработал: Трампу пришлось пойти на компромисс, который позволил на три недели приостановить шатдаун.

И вот 5 февраля – чуть позже, чем обычно – послание оглашено. В ситуации, когда у Трампа рейтинг одобрения с октября идет вниз, и только 28% американцев, по недавнему опросу Washington Post/ABC News, твердо намерены голосовать за него в 2020 году, а бюджетный кризис (и, возможно, новый шатдаун) представляется весьма вероятным сценарием.