Юнармейцы во время городской патриотической акции "Белые чайки"  в Новороссийске. Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости

Юнармейцы во время городской патриотической акции "Белые чайки" в Новороссийске. Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости

«Приведенные примеры не способствуют любви к Родине». Фраза уже стала знаменитой. Она – из подготовленной специалистами Министерства просвещения экспертизы по учебнику Игоря Липсица «Экономика» для 10–11 классов. Государственническая мысль вызывает восторг и требует развития. Раз уж мы о примерах, так отчего бы не проверить, способствуют ли любви к родине учебники математики?

Пошутишь и спохватишься. Карнавал любви здесь длится не первый год, и все уже было. В 2014 году эксперт Российской академии образования Любовь Ульяхина разоблачила один из самых популярных на тот момент учебников по математике для начальных классов и автора его – Людмилу Петерсон: «Содержание учебника не способствует формированию патриотизма. Герои произведений Дж. Родари, Ш. Перро, братьев Гримм, А.А. Милна, А. Линдгрен, Э. Распе, гномы, эльфы, факиры со змеями, три поросенка вряд ли призваны воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и свой народ».

Учебник, говорят специалисты, хороший, в специализированных школах по нему до сих пор учат, правда, подпольно. И даже чаелюбивый депутат Госдумы Андрей Луговой – хотя, казалось бы, вот уж от кого не ждешь свободолюбия и здравомыслия – пытался прошлой осенью поднять вопрос об отмене запрета. Коллеги Лугового не поддержали.

А в учебнике Липсица есть кое-что пострашнее эльфов. Там и про отставание России от США, Канады и большинства западноевропейских стран в обеспечении благосостояния граждан, и о необходимости четких правил для ведения бизнеса, без которых жители любой, даже самой богатой ресурсами страны обречены на бедность. Это вам не Чиполлино (который тоже, кстати, если подумать – экстремист, стремящийся к подрыву существующего строя). Это уже откровенной уголовкой попахивает. Исключение из федерального реестра учебников – еще довольно гуманная мера.

Липсицу рекомендовали исправить книжку, добавить параграфы о благодетельной роли импортозамещения и о грядущем экономическом прорыве. Он отказался.

Любовь по требованию

Патриотизм – наша национальная идея. Это сказал Путин, с Путиным не поспоришь. На последней (в смысле пока последней) большой пресс-конференции президента, помнится, некий верноподданный журналист предлагал даже требование любить родину закрепить в Конституции.