Билл Гросс. Фото: Lucy Nicholson / Reuters

Билл Гросс. Фото: Lucy Nicholson / Reuters

Билл Гросс, которого долгое время называли «королем облигаций» за успешную работу по управлению инвестициями, в начале февраля 2019 года объявил о завершении профессиональной карьеры, продолжавшейся более 40 лет. Многие СМИ преподнесли эту новость как подтверждение, что в последние годы – после того, как Гросс внезапно перешел из Pacific Investment Management Company (Pimco) в Janus Capital Group – финансист утратил хватку, перестал быть успешным, как раньше, и, наконец, нашел в себе смелость окончательно уйти со сцены. Так ли это на самом деле, и как игра в блэкджек, служба в армии и йога помогли ему стать знаменитым инвестором?

Обыграй дилера

Билл Гросс родился в 1944 году в Огайо. Он – американец в первом поколении; его родители приехали из Канады. Отец Гросса работал в отделе продаж сталепрокатной компании AK Steel Holding, а до этого играл в хоккей; семья матери выращивала зерно в Манитобе, в США мать Гросса стала домохозяйкой.

Изначально Гросс, кажется, не планировал работать в сфере инвестиций: он поступил в Университет Дюка (среди его выпускников – глава Apple Тим Кук и президент США Ричард Никсон) и в 1966 году получил степень психолога. В последний год обучения он попал в тяжелую автомобильную аварию и, пока восстанавливался, учился играть в блэкджек по книге «Обыграй дилера» Эдварда Торпа – математика, который, по словам Нассима Талеба, сумел «успешно применить численные методы в области оценки рисков» и при этом добиться финансового успеха.

После выпуска Гросс поехал в Лас-Вегас с $200, где за четыре месяца, играя по 16 часов в день семь дней в неделю, сумел превратить их в $10 тысяч. Хотя будущий инвестор и не считал азартные игры настоящим бизнесом, он пришел к выводу, что мог бы в будущем заняться инвестициями, а также вынес из своего занятия несколько уроков. Один из них: «Если ты будешь упорно работать и отточишь математические навыки, то сможешь обыграть систему»; другой – «человеческая природа настолько противоречива, что ее не загонишь ни в какие рамки».