Владимир Путин и Михаил Мишустин. Фото: kremlin.ru

Владимир Путин и Михаил Мишустин. Фото: kremlin.ru

Герман Греф как-то увидел в калифорнийском офисе консалтинговой фирмы Pivotal (лидера на рынке внедрения системы Agile) чиновников правительства Норвегии и, осознав дистанцию, отделяющую российское госуправление от продвинутого западного, страшно расстроился. «Ребята, надо что-то с этим уже делать. Если мы будем и дальше отставать, то у нас будет все меньше шансов выжить в этом глобальном мире», – заключил глава Сбербанка.

Но уже три года спустя на сессии Сочинского инвестиционного форума (проходил на неделе), где банкир выступал модератором, он с видимым удовольствием слушал одного из спикеров – главу ФНС Михаил Мишустина, совершающего маленькую управленческую и цифровую революцию в своем ведомстве. Норвежцам, пожалуй, было бы интересно.

Руководитель ФНС рассуждал о «реинжениринге бизнес-процессов», запуске мобильных приложений для налогоплательщиков и государстве как сервисной платформе. В конце своего воодушевляющего выступления Мишустин заметил: «Мы должны стать невидимыми для людей».

Государство больше не просит граждан заплатить налоги в обмен на безмятежный сон. Оно все сделает само. Чтобы избавить население и бизнес от необходимости вникать в тонкости налогового законодательства (и одновременно уберечь от преступных соблазнов) Московская академия Следственного комитета уже предлагает – как и положено, в рамках строительства цифровой экономики – «автоматически удерживать налоги в момент совершения сделок или расчетов».

Легкость расставания с деньгами в пользу государства, несомненно, экономит время и щадит нервы налогоплательщиков. Другой вопрос: чувствуют ли они отдачу?