Предвыборный плакат Юлии Тимошенко в Киеве. Фото: Sadak Souici / Le Pictorium Agency / ZUMA Press / TASS

Предвыборный плакат Юлии Тимошенко в Киеве. Фото: Sadak Souici / Le Pictorium Agency / ZUMA Press / TASS

В марте 2019-го Украине предстоят выборы президента, которые станут своеобразной «сверкой часов» для украинского общества. Пять лет назад украинцы, свергнув Януковича, попытались найти выход из постсоветской модели государства, скрывавшей за демократическим фасадом порочный союз олигархата и чиновничества. Однако несмотря на провозглашенные на Майдане идеалы новой Украины, элементы старого порядка оказались прочно укорененными в государственном устройстве. Претензии к новой власти оказались слишком похожими на сумму претензий к ее «попередникам»: низкий уровень жизни, коррупция, неэффективность управления, пренебрежение интересами граждан в угоду олигархам (новым и старым). А запрос на перемены по-прежнему лидирует в общественных ожиданиях (70%). Выборы дают возможность скорректировать курс страны, тем более что свободное волеизъявление – одно из неоспоримых достижений Украины (особенно на фоне авторитарных соседей по бывшему СССР).

Трио фаворитов

Невзирая на то, что для участия в выборах зарегистрировались рекордных 44 кандидата, выбор вариантов не так уж и велик. Предвыборные рейтинги указывают на тройку фаворитов – действующего президента Петра Порошенко, лидера оппозиции Юлию Тимошенко и «новое лицо» украинской политики, актера-комика Владимира Зеленского. Главная интрига – кто из них выйдет во второй тур.

Для Порошенко выборы становятся серьезным испытанием: большая часть недовольства постмайданной властью ложится на его плечи. Предвыборная тактика, которую избрал украинский лидер, проста и незатейлива: несмотря на все трудности и недостатки переходного периода, именно он является гарантом перемен в Украине, курса на сближение с Европой и дистанцирования от враждебной России. Все прочие претенденты в этой картине мира оказываются вольными или невольными «пособниками Путина», угрожающими завоеваниям революции. Порошенко делает ставку на патриотическую мобилизацию электората, ускоренными темпами воплощая в жизнь «национальные проекты». Он объявляет военное положение, демонстрирующее готовность украинской армии к отражению агрессии с востока, инициирует процесс создания национальной церкви, конституция дополняется положениями о евроатлантической интеграции как фундаменте государственной философии. Не забывает президент и про обездоленных, монетизируя субсидии на дорожающие услуги ЖКХ. Скептикам эти меры кажутся популистскими и архаичными, однако они дают свои плоды – рейтинг Порошенко к февралю укрепился (с 10–11 до 15–17%).