Британский керамист XVIII века Джозайя Веджвуд прославился как изобретатель кремового (королевского) фаянса, яшмового и базальтового фарфора, основатель поселка исключительно для работников своей фабрики, а также гений маркетинга, использовавший любую возможность для продвижения собственной продукции. Некоторые историки убеждены, что Веджвуда можно считать Стивом Джобсом своего времени и создателем первого люксового бренда в истории. Так ли это?
Недостойное ремесло
Веджвуд родился в 1730 году в Берслеме, одном из городов, входившем в так называемые Стаффордширские гончарни – промышленный центр по производству керамики. Он был тринадцатым ребенком в бедной семье горшечника, несколько поколений которой занимались этим ремеслом. В то время гончарное дело считалось грязным и непрестижным, а выпускаемые изделия в большинстве своем были низкокачественными, не особенно красивыми и дешевыми.
Когда Джозайе было 9 лет, его отец умер, оставив детям мастерскую и множество долгов. Сначала будущий инноватор трудился подмастерьем у собственного брата, но после того, как переболел оспой, изуродовавшей ему ногу, больше не смог крутить круг. Возможно, именно поэтому он сосредоточился в первую очередь на дизайне продукции, новых технологиях и торговле керамикой.