Медиум Томас Джон. Фото: ABC / Youtube.com

Медиум Томас Джон. Фото: ABC / Youtube.com

Рынок паранормальных услуг в США находится на подъеме. В нем заняты более 80 тысяч человек – медиумов, предсказателей, астрологов и так далее. Их совокупная выручка – более $2 млрд в год. К их услугам обращаются представители бизнеса, а иногда даже полиция.

Многие из представителей сферы – неплохие психологи. Встретив человека, они могут быстро составить представление о его характере и образе жизни. Затем – пустить в ход общие фразы, которые могут подойти для большинства людей (о недовольстве работой, сложных отношениях с родителями и так далее). «Даже если человек при встрече с медиумом старается сохранять невозмутимость, скорее всего, он все равно дает подсказки», – говорит активистка Сьюзан Гербич, глава неформального сообщества скептиков, которые разоблачают такого рода выступления.

Социальные сети сделали работу самопровозглашенных медиумов еще проще. Перед выступлением им достаточно посмотреть аккаунты хотя бы нескольких гостей – и эффект будет обеспечен.

Как медиум заранее узнает, с кем будет общаться? Может быть, этот человек отметил мероприятие в фейсбуке или купил билет, указав свои личные данные. «Закажите билет, расскажите в фейсбуке или твиттере, что идете на выступление медиума, – и он сможет заранее о вас узнать. Достаточно всего нескольких таких гостей, чтобы произвести впечатление на аудиторию. Это поддерживает популярность, которая помогает продавать книги и привлекает частных клиентов», – отмечает Гербич.

Поймать такого медиума на обмане не так просто. Но ее соратники – неформальная группа «Скептиков-партизан» (Guerrilla Sceptics) – проводят тщательно организованные операции под прикрытием. И говорят, что добились результатов.