Изделие из жадеита на аукционе Sotheby's. Фото: Tyrone Siu / Reuters

Изделие из жадеита на аукционе Sotheby's. Фото: Tyrone Siu / Reuters

Мьянма – основной источник жадеита в мире. Этот минерал, более ценный аналог нефрита, может быть дороже золота. В некоторых культурах, включая китайскую, ему придают эзотерическое значение, и это тоже влияет на его ценность. По данным организации Global Witness, доходы от его добычи – более $30 млрд в год. Это сопоставимо с половиной ВВП страны. И в десятки раз больше того, что она ежегодно тратит на здравоохранение.

Но местным жителям от этого мало пользы. Государству достается лишь небольшая доля доходов, значительное количество минерала вывозится из страны контрабандой. И это только часть проблемы.

Мьянма – классический пример ресурсного проклятия, когда богатство страны становится бедствием. Это порождает коррупцию, разрушает окружающую среду, провоцирует и поддерживает военные конфликты (как это было с алмазами в Анголе и Сьерра-Леоне). Все это проявилось и в данном случае.

Контроль над добычей разделили местные группы влияния – от военных до повстанцев. Разработки загрязняют пастбища и источники воды. Сотни неформальных старателей гибнут при оползнях. Возможность разбогатеть – в стране, где уровень бедности превышает 30%, – привлекает в этот сектор сотни тысяч человек. Эта работа очень опасна для жизни.