Создание ячеек «Юнармии» на предприятиях оборонно-промышленного комплекса – такая, в общем, проходная и привычная новость в жанре «духовных скреп», располагающая к самым очевидным комментариям о казенном патриотизме, милитаризации и, вероятно, коррупции, потому что такие вещи всегда стоят денег, а военные и военно-промышленные дела – не самая прозрачная отрасль бюджетного освоения. Но при этом экспансия «Юнармии» – новость еще и бесспорно политическая, и место ей не только в контексте агрессивного минобороновского маркетинга наряду со скандальными танками на рок-фестивале «Нашествие», парком «Патриот», одеждой «Армия России» и путешествующей сейчас по стране выставкой сирийских трофеев, но и в контексте навязчивого интереса власти к той социальной группе, которую после очередного сезона митингов Навального стали почти официально называть «школотой» – всевозможные волонтеры, юные дарования и прочая молодежь вплоть до рэперов в конце десятых стали настоящим государственным фетишем, и в этом смысле «Юнармия» ближе к центрам «Сириус», чем к выставке «Сирийский перелом», предметом воспитания здесь правильнее считать не столько патриотизм, сколько лоялизм, а если в утилитарном смысле – для пополнения армии живой силой достаточно сети военкоматов, а вот политическую лояльность молодежи, в какой-то момент явно оказавшуюся зоной риска, нужно именно воспитывать способом длительной идеологической обработки. Очевидно, «Юнармия» – это прежде всего про лояльность.
И самый интересный вопрос – лояльность кому. Коммерсантовский источник пересказывает слова Сергея Шойгу – «поддержать эту инициативу означает поддержать лично его», и это уже такой тонкий лед современной российской политической культуры – вот прямо лично Шойгу, не Путина?