
Boeing 737 MAX 8. Фото: Joshua Roberts / Reuters
Авиастроительная корпорация Boeing переживает кризис. После того, как за последние полгода с пассажирскими самолетами 737 Max 8 произошли две катастрофы, их полеты приостановлены по всему миру, а поставки – заморожены. Котировки Boeing падают в течение нескольких дней, компании также грозят убытки от простоя лайнеров. И основной вопрос – безопасно ли летать новейшими боингами – пока не решен.
Индонезия и Эфиопия
10 марта Boeing 737 Max 8, принадлежащий Ethiopian Airlines, разбился почти сразу после вылета из аэропорта Аддис-Абебы. Все 157 человек, находившиеся на борту, погибли (среди них были трое россиян). В октябре 2018 года лайнер той же модели индонезийской Lion Air потерпел крушение вскоре после вылета из аэропорта Джакарты; жертвами стали 189 человек.
Причины обеих катастроф еще окончательно не определены, однако, например, в США и Канаде уже обратили внимание на схожие обстоятельства, при которых они произошли. В частности, эксперты полагают, что в обоих случаях могли возникнуть проблемы с автоматической системой MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation System), которая должна следить за положением лайнера в воздухе. Детали о ней, как выяснилось после крушения самолета Lion Air, не были включены в инструкцию Boeing.
>>указав, что современная электроника все же повышает надежность полетов, снижая влияние возможных ошибок пилотов.
А заодно приводит к деградации пилотажных навыков. На том борту, который упал в Индонезии предыдущий экипаж при таком же отказе выключил автопилот и справился с ситуацией, а следующий убил себя и еще 187 человек.
Короче покупать надо акции Боинга...
Купи дно - получи второе в подарок. :)))
Антон в отличие от журналистики здесь все честно - проверь через месяц и убедись выросло или нет.
Вряд ли элиты России массово владеют акциями BA. А вот LMT и им подобных ... тут такой саморозгонящийся мультипликатор можно было б замутить (при наличии мозгов).
В spiegel.de хорошая статья об этом всём на английском:
http://www.spiegel.de/international/europe/what-s-wrong-with-the-boeing-737-max-8-a-1257608.html
--
Пишут, что далеко не в одном софтваре проблема. Там всё идёт намного глубже.
У Боинга была старинная линия самолётов 737. Это значит, что все самолёты этой линии базировались на одном и том же корпусе (airframe). С каждой новой итерацией они чего-то немного меняли в пределах этого корпуса, ставили новую авионику и т.д. И вот сейчас они хотели привесить туда новые моторы CFM Leap, которые особенно экономичные (такие моторы также использует и Airbus). Но особая экономичность достигалась в том числе за счёт увеличенного радиуса турбофана (внешнего вентилятора). Такой увеличившийся двигатель уже нельзя было привесить как раньше, так как у 737 недостаточно высокие шасси. Поэтому они прилепили двигатель ближе к крылу, чем нарушили всяческие воздушные потоки. Аэродинамика стала менее устойчивой, что в каких-то редких случаях могло приводить к задиранию носа. Чтобы этот эффект скомпенсировать, они задействовали софтваре-сенсорную систему MCAS, которая в случае задирания носа вверх давала бы команду на хвостовое оперение накренить нос самолёта вниз. Но эта система оказалась слишком чуствительной, и из-за малейшей неисправности в сенсорах может подавать ложный сигнал, что приводит к автоматическому накрениванию вниз, когда этого вовсе ненужно. Более того, Боинг вообще умолчали о присутствии этой системы в инструкциях для пилотов, так как она предполагалась работать совершенно автоматически и незаметно. В результате, когда во время полёта там что-то разладилось, MCAS накренила нос самолёта вниз, а пилоты были беспомощны что-либо с этим сделать. Самолёт на всей скорости врезался в землю (а в случае в Индонезии - в воду). Пишут, что если это всё подтвердится, что во всём виновата действительно эта MCAS, то у самолёта скорее всего полностью отзовут лицензию и Боингу придётся конструировать новую модель.
То самое чувство, когда комментарий лучше статьи...
Airbus скрестил пальцы, топы через знакомых покупают колл-опционы на акции Эйрбаса ;))
Ну здрасте. А по-моему это "софтваре" написана через жопу. В самолете 2 датчика тангажа, а MCAS определяет крен по любому из них. Вот так убого и прямолинейно написан "софтваре". Зачем усложнять? И давай тянуть самолет носом вниз. А не могли три поставить? И определять задирание носа по двум? И датчики скорости еще врут.
История с Боингом Мах8 очень напоминает историю с британскими Комет в 50-х годах, когда один за другим по непонятной причине разрушилось в воздухе два лайнера.
А тут ещё выяснилось что и американские пилоты жаловались на "инициативный" самолёт, который сам начинал маневр противодействия сваливанию. Вот и началась паника ...
"... призванной помогать пилотам с рулением." - написано плохо. Под рулением по-русски понимается наземное управление самолетом. MCAS, как пишет denokan, перекладывает стабилизатор. И это важно в полете.