Наталья Ривкина. Фото: Арсений Несходимов

Наталья Ривкина. Фото: Арсений Несходимов

Поход к психиатру — шаг, на который до сих пор многим сложно решиться, хотя он может в разы улучшить качество жизни. Руководитель Клиники психиатрии и психотерапии ЕМС Наталья Ривкина — о том, в каких случаях не стоит откладывать прием, о границе нормы и о психиатрических расстройствах, которые мы часто принимаем за особенности характера.

О ГРАНИЦЕ НОРМЫ

Что такое норма? Где ее граница? Почему вы, психиатры, решили, что человек болен? Кто имеет право принимать такие решения и на каком основании?

Многие задаются такими вопросами. На самом деле, основной показатель, который мы используем в современной психиатрии, — это нарушение адаптации, то есть, по сути, качество жизни. Только если человек переживает трудности, которые мешают ему жить полноценно, найти свое место в обществе, построить отношения, чувствовать себя счастливым, видеть смысл в жизни и хочет изменить это — тогда мы можем говорить, что это проблема, которая требует лечения.

Сегодня психиатрия выделяет несколько групп проблем. К первой относятся психические болезни, обусловленные биологическими факторами. Это тяжелая депрессия, биполярное расстройство, расстройства шизофренического спектра и подобные состояния. Ко второй — так называемые пограничные личностные расстройства. «Полет над гнездом кукушки» и «Прерванная жизнь» с Анджелиной Джоли и Вайноной Райдер — как раз о таких героях, страдающих пограничными личностными расстройствами. Это такие особенности личности, «выпуклые» черты характера, которые приобретают очень болезненный вид. Сюда относится психопатия, когда человек может неожиданно стать агрессивным, причинить боль другому, или шизоидные черты, когда человек очень замкнутый, отстраненный. Третья группа — это реакции на стресс, неврозы, которые могут развиться у любого здорового человека в трудных ситуациях.

Многие психоэмоциональные расстройства, депрессии, тревожные расстройства, реакции на стресс внешне могут быть не очень заметны и понятны окружающим — люди могут находить свое место в обществе, строить семью и карьеру, но при этом испытывать сложности, которые сильно мешают им жить. Сегодня мы можем с этим работать и помогать решать самые разные проблемы. Можно, конечно, бездействовать и думать, что все пройдет само, но зачем?

Рассмотрим основные проблемы, характерные для разных возрастов, которые важно замечать и вовремя обращаться за помощью.

ДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Синдром дефицита внимания

Многим родителям кажется, что отвести своего ребенка к психиатру — это крайняя мера. На самом деле, это первая мера при сложностях ребенка в адаптации в саду или школе. Если не нормализовать нагрузки сразу, в дальнейшем могут быть более серьезные проблемы. Психиатр — такой же врач, как любой другой. И если у ребенка высокая температура вторую неделю — вы же не будете ждать: «Ну ладно, само как-нибудь пройдет». То же и с психоэмоциональными проблемами. Если проблема существует 3–4-5 недель, нарастает, не становится легче — логично это обсудить с врачом.

Сегодня одна из самых обсуждаемых тем во многих странах — это синдром дефицита внимания. Эпидемия СДВГ — отчасти проблема, искусственно созданная фармацевтическим бизнесом. С одной стороны, есть реальное заболевание, а с другой — есть много гипердиагностики.

Действительно, очень часто встречаются дети, которые не могут усидеть в классе, выбегают, мешают себе и другим на уроке, могут залезть под стол, запрыгнуть на парту. Определенный процент таких детей действительно страдает синдромом дефицита внимания, который требует специфического медикаментозного лечения. Другая их часть — это ребята с особенностями развития, которые не поспевают за нагрузками. Кроме того, неусидчивостью и сложностями концентрации могут проявляться тревога и многие другие проблемы.

Если ребенок плохо себя ведет в школе, не справляется с нагрузками и конфликтует с учителем — это не столько повод начать его дисциплинировать и наказывать, сколько время задать себе вопрос: что происходит? И проконсультироваться с психиатром. Если не гармонизировать развитие детей на ранних этапах, как правило, к подростковому кризису проявляются более тяжелые проблемы.

Ленивые дети и дети без проблем

В 90-е годы в России проводили исследование среди первоклассников, результат показал, что большая часть школьников приходит в первый класс с «задержкой развития». Это говорит о том, что на самом деле нормы очень относительны и мало кто в них в реальности вписывается — но нагрузки рассчитаны именно на норму, поэтому так называемые ленивые дети — это в основном дети, которым какие-то особенности развития мешают собраться, сконцентрироваться и выполнять задачи, которые перед ними стоят.

Еще одна группа детей в зоне риска — это дети, которые вообще не создают проблем. Когда ко мне приходят родители и в отчаянии говорят, что «у нас ребенок дерется, кричит, мы уже боимся выходить на площадку, потому что мамы чуть ли не с автоматами ждут нашего появления», я себя гораздо спокойнее чувствую, чем когда мне говорят: «Наш ребенок вообще не создает проблем. Он очень послушный, всегда делает все, что ему говорят. Он не кусается, не дерется, не говорит, что будет есть одни макароны, не бросает еду на пол. Он ложится и сразу засыпает в темноте за закрытой дверью. Он не боится оставаться в новом коллективе — его оставишь, уйдешь, он спокойно сидит». Конечно, бывают дети без проблем, и иногда наша жизнь действительно просто гладко течет. Но часто, к сожалению, это дети, которые могут страдать депрессией, или они пережили стрессовые ситуации, к которым не смогли адаптироваться, — у них есть причины, чтобы быть очень подчиняемыми и тихими. Я не призываю всех мам, у которых нет проблем с детьми, бежать к психиатру. Но если ребенок всегда беспрекословно согласен со всеми родительскими правилами и условиями, это тоже требует внимания.

Сложности в общении

Часто у подростков бывают проблемы неуверенности в себе и сложности в общении. Их считают изгоями или просто лентяями. В некоторых случаях при обследовании этих детей мы видим, что у них есть сложности с мышлением, и на самом деле они находятся на этапе начинающегося психического расстройства. Именно поэтому в нашей клинике все первичные консультации детей и подростков проводит психиатр. Не потому что мы хотим каждому человеку назначить какое-нибудь лекарство, а потому что мы хотим застраховать ребенка от риска того, что мы пропустим какие-либо тяжелые проблемы.

Нейропсихология и веселая терапия

Многие проблемы развития детей решают нейропсихологи. Это область психиатрии, в которой специалисты работают с математически точными методиками, которые помогают развивать связи между разными отделами головного мозга. Для детей это весело, потому что терапия строится на специальных компьютерных и подвижных играх, в которых через мышечную активизацию стимулируется развитие тех или иных участков головного мозга. У нас в команде есть отличный нейропсихолог, который занимается разработкой и внедрением новых игровых подходов нейропсихологической реабилитации — и это очень здорово, потому что обычно этих детей и так уже замучили понуканиями со всех сторон, что им нужно собраться, сконцентрироваться, делать все по правилам. Если представить, что их приведут к психотерапевту, который тоже начнет что-то делать строго по правилам, — это будет полная катастрофа.

ПРОБЛЕМЫ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ВСЕХ ВОЗРАСТОВ

Психосоматика и долгие путешествия по врачам

Есть состояния, которые люди редко связывают с психиатрическими проблемами, но если этими проблемами не занимается психиатр, они могут разрушить жизнь.

Психосоматика — это физические симптомы, возникающие без реальной причины. Такие состояния бывают и у детей, и у взрослых. Люди могут испытывать острую боль в животе, головную боль, тошноту, но когда они проходят обследования — не обнаруживается никаких физических причин, способных вызвать такие симптомы. Ребенок, который не справляется с нагрузкой в школе, может, например, каждый день на третьем уроке начать испытывать тошноту, головную боль и звонить родителям с просьбой забрать его домой. Таким образом у него появляется возможность избежать нагрузок. Но иногда психосоматика приобретает формы, при которых мы не видим связи с внешними факторами.

Вопреки принятому мнению, у психосоматики нет прямой связи со стрессом. Действительно, триггером или спусковым крючком может стать стресс, но причина коренится в более сложных процессах, включающих особенности функционирования головного мозга. Чтобы диагностировать психосоматические проблемы, сначала нужно полностью исключить какие-либо физические состояния. К сожалению, такие пациенты долгое время путешествуют от одного врача к другому, прежде чем доберутся до психиатра. Людям просто не приходит в голову, что физическое недомогание может быть связано с психиатрией. Однако если они все же приходят к психиатрам — они могут получить эффективную помощь и часто полностью справиться со своими проблемами.

Посттравматический синдром

У моего дедушки был взрывной характер. При этом это был человек, который давал нам очень много любви! Но в определенные моменты он мог неожиданно сорваться, накричать. Позже, когда в Бостоне изучала лечение постстрессовых расстройств, я поняла, что, возможно, происходило с дедушкой. В 16 лет он ушел на войну и участвовал в Сталинградской битве — вероятно, его поведение было на самом деле типичным проявлением посттравматического стрессового расстройства.

ВЗРОСЛЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Депрессия

Многие женщины после родов испытывают депрессию и считают это нормальным явлением — к врачам приходят только те, кто и годы спустя продолжает быть в ней.

Я знаю огромное количество семей, которые разрушила депрессия. Сегодня у меня был разговор с женщиной, супруг которой ею страдает — внешне это выглядит так, будто ему наскучил партнер, все стало неинтересно, он стал замкнутым, проводил время один, не хотел никуда вместе выходить. В конце концов пара распалась, хотя обратись они раньше — возможно, удалось бы спасти семью. Речь шла совсем не о том, что люди разлюбили друг друга, а о том, что один из них столкнулся с болезнью, о которой никто ничего не знал.

Часто люди в 45–55 лет замечают у себя нарушения памяти. Они становятся забывчивыми, могут все время терять ключи, с трудом справляться с работой, им становится скучно читать или даже смотреть любимые фильмы. Им кажется, что у них начинаются возрастные проблемы, особенно переживают те, у кого в семье кто-то страдал деменцией. Люди очень пугаются, им кажется, что «их время пришло». В этой ситуации они обращаются к неврологам, врачи обследуют их и говорят, что не видят никаких физиологических проблем — это еще больше обескураживает, пациентам кажется, что это врачебная ошибка. Но в итоге, если человек доходит до психиатра, оказывается, что речь идет о депрессии, которая зачастую случается у мужчин и женщин в этом возрасте. И нередко правильно подобранные препараты за полгода-год полностью решают эти проблемы, человек может спокойно жить дальше, работать, путешествовать, двигаться к новым целям в жизни.

ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Нередко после 65–70 лет у людей возникают нарушения памяти, концентрации внимания, перемены настроения, на которые близкие могут не обращать внимание. Раздражительность и подавленность часто связывают со стрессом, изменением образа жизни после выхода на пенсию, потерей былого круга общения. На деле эти перемены могут быть связаны с начинающимися возрастными изменениями, которые очень важно распознать на начальном этапе, чтобы предотвратить более тяжелые проблемы. Существуют разные методы поддержки людей старшего возраста, которые помогают им сохранить когнитивную и социальную активность. Наши родители могут прожить еще много лет после выхода на пенсию, но если вовремя не начать лечить возрастные проблемы, потеря эмоциональной связи с ними сделает последние годы их жизни очень тягостными, из-за деменции у нас будет все меньше возможностей помочь.

Фото: Арсений Несходимов