Японцы знамениты преданностью карьере. Для многих из них работа не заканчивается в конце рабочего дня – во-первых, неприлично уйти раньше начальника, а во-вторых, вечера часто заняты социализацией с коллегами и руководством, нужной, чтобы зарекомендовать себя как можно лучше. Эта культура трудоголизма – следствие послевоенного экономического подъема Японии. Но она плохо сказывается не только на здоровье, но и на такой больной для страны сфере, как демография.
В 1983 году журнал Time в выпуске, посвященном цветущей японской экономике, писал о директоре производственной компании по имени Котаро Номура. «Вернувшись домой в первом часу ночи, он заглядывает к своим четырем детям. Они спят, ровно так же, как спали в 7:30 утра, когда он уходил на работу. Любящий взгляд – это единственный контакт между Номурой и его двумя сыновьями и двумя дочками в течение рабочей недели». Такой была и остается жизнь большинства работников в стране. Согласно Quartz, японские отцы тратят на детей наименьшее количество времени по сравнению с жителями остальных развитых стран – порядка 40 минут в день, и часть этого времени приходится на семейный ужин. Японское правительство решило изменить это. Специальная программа призвана донести до родителей, что отцовство – это привлекательно. И даже сексуально.
Сегодня в японских газетах, модных журналах, комиксах можно увидеть нового супергероя. Он молод, подтянут, его волосы стильно взъерошены, а зубы ровны. Его супероружие – быть привлекательным мужчиной и великолепным папой одновременно. Его имя – ikumen, гибрид слов ikuji (уход за ребенком) и ikemen (мачо, красавчик). Этот образ призван противостоять стереотипному для Японии образу отца-трудоголика, не видящего собственных детей. Термин впервые появился в 2000-х, а в 2010 году Министерство здравоохранения, труда и благосостояния Японии запустило Ikumen Project – программу, направленную на большее вовлечение отцов в жизнь детей.