Лайнер «Бремен». Фото: wikipedia.org

Лайнер «Бремен». Фото: wikipedia.org

26 июля 1935 года роскошный германский лайнер «Бремен», курсировавший между Германией и США, готовился выйти из порта Нью-Йорка. Перед отходом на борту устроили вечеринку, где собрались представители элиты – Генри Морган (внук знаменитого финансиста Джона Моргана и будущий основатель Morgan Stanley), губернатор Пенсильвании Джордж Эрл, голливудская звезда Элисса Ланди и новый посол США в Норвегии Энтони Бидл.

Этот лайнер был популярным местом для светских мероприятий. Его пребывание в порту, правда, вызывало и протесты – местные коммунисты устраивали на берегу митинги против нацистской Германии, где разворачивались гонения на евреев и инакомыслящих. Но вечеринкам это не мешало.

Однако в этот раз все было иначе. Небольшая группа людей пробралась на борт. Они устроили потасовку с командой и пробились к вывешенному на носу нацистскому флагу. Один из них (моряк и активист Билл Бэйли) сорвал его и выбросил в Гудзон – на глазах у экипажа, гостей и собравшихся на берегу демонстрантов.

Акция вызвала негодование нацистов (судя по архивным документам, она даже привлекла внимание Адольфа Гитлера). И то, что было дальше – власти Нью-Йорка почти открыто встали на сторону активистов, – только усилило эффект.

Для нападения на «Бремен» был формальный повод – арест в Германии американского моряка, уличенного в связях с коммунистами. Но эта акция, как считает Питер Даффи, автор новой книги «Зачинщик» (Agitator), была не только демаршем в отместку за товарища. Она стала и примером раннего сопротивления гитлеровской Германии – в то время, когда на государственном уровне ее политика, позднее вылившаяся в мировую войну и массовые убийства, не встречала серьезных препятствий.