Призывной пункт, Ставрополь. Фото: Eduard Korniyenko / Reuters

Призывной пункт, Ставрополь. Фото: Eduard Korniyenko / Reuters

Россия может отказаться от воинской повинности – правда, пока это вопрос неопределенного будущего. «Мы движемся в направлении создания профессиональной армии, – заявил на днях Владимир Путин на встрече с сотрудниками “Энергомаша”. – Призыв постепенно уходит в прошлое. Правда, для этого нужно время и соответствующее финансирование».

Тема обсуждается давно. Еще в середине 1990-х годов Борис Ельцин подписал указ о переходе к профессиональной армии. Предполагалось, что призыв отменят в 2000 году, но планы скорректировали – отказ от повинности отложили на неопределенный срок. Состав армии с тех пор менялся – призывников постепенно заменяли контрактниками (в 2017 году их было уже больше, чем срочников, а сейчас, по данным Генштаба ВС РФ, соотношение составляет 1,7:1).

Однако военное руководство настаивает на том, что полный отказ от призыва «нецелесообразен». Одной из основных причин называют расходы. Точных данных о том, во сколько государству обходится содержание и подготовка срочника (по сравнению с контрактником), нет. По примерным оценкам, которые приводит военный обозреватель Виктор Баранец, срочник обходится бюджету в 250–300 тысяч рублей в год, контрактник – в 2–3 раза больше.

Но экономический эффект воинской повинности этим не исчерпывается. Призыв вынуждает часть населения менять свои планы (получение образования, профессиональных навыков), армейский опыт может отражаться на дальнейшей карьере, воинская повинность нередко провоцирует коррупцию. Исследователи признают, что служба по призыву может приносить определенные преимущества, но указывают, что потери для экономики – включая упущенную выгоду – могут быть гораздо более существенны.