«Я не виню Китай. Я виню некомпетентность прошлых администраций, позволивших Китаю обойти США в торговле, доведя дело до того, что США теряют миллиарды долларов», – заявил однажды Дональд Трамп. Действующий президент, несомненно, подлил масла в огонь торговой войны между КНР и США. Но сама война действительно началась задолго до его воцарения в Белом доме. Предыстория конфликта между крупнейшими экономиками описана в книге американского экономиста Стефена Роуча «Несбалансированные. Созависимость Америки и Китая» (выходит в «Издательстве Института Гайдара»). В прошлом глава азиатского офиса инвестбанка Morgan Stanley Роуч хорошо знает подоплеку возникшей напряженности, а также ее результаты. С некоторыми сокращениями публикуем главу, где автор пишет о гордыне и близорукости политиков (прежде всего США), допустивших переход соперничества между взаимозависимыми державами в открытое противостояние – с печальными последствиями для экономического развития обеих стран.
В начале февраля 2015 года в своем предпоследнем обращении к конгрессу «О положении страны» президент Обама провозгласил: «Надо знать меру. Китай должен играть по нашим правилам». Конгресс встретил это заявление бурными аплодисментами и в течение недели обе палаты подавляющим двухпартийным большинством выразили поддержку президенту, приняв «Закон о внешней торговле в защиту Америки». Образцом для него послужили предложения сенаторов Шумера и Грэма, высказанные еще в 2005 году, о введении в ответ на манипуляции с валютой компенсационных таможенных пошлин. Обама подписал этот закон в Президентский день 16 февраля 2015 года. Китай немедленно был обвинен в нарушении нового законодательного акта.
Необходимость переговоров между двумя странами была как никогда очевидной. Однако руководители обеих стран (делегацию США возглавил президент Барак Обама, китайскую – председатель КНР Си Цзиньпин и премьер Госсовета Ли Кэцян) не были настроены на поиски компромисса. Обеим странам приходилось бороться с недостаточно высокими темпами роста, следствием которых было давление на рынки труда. Руководители США и КНР были полны решимости продемонстрировать взволнованным согражданам свои твердые намерения и силу. Переговоры на высшем уровне провалились, и совместная пресс-конференция была отменена. В соответствии с «Законом о внешней торговле в защиту Америки» Вашингтон немедленно повысил на 20% таможенные пошлины на всю китайскую продукцию, ввозимую в США.
В ответ китайская экспортная машина заскрипела и остановилась. По всей стране начали закрываться предприятия, что сопровождалось громкими голосами протеста. На этом фоне Пекин объявил действия американцев актом экономической войны. Он немедленно обратился с жалобой в ВТО. В то же время КНР, как заявил премьер Ли Кэцян на ежегодной пресс-конференции, не имела ни возможности, ни желания дожидаться завершения процесса рассмотрения спора в ВТО, поскольку он будет длиться от 2 до 5 лет. Воспользовавшись указанием премьера, Министерство торговли КНР немедленно объявило о введении ответных таможенных пошлин в размере 20% на поставки всех американских товаров в Китай.