Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости

Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости

В чашке кофе, в телевизоре «Россия-24», на «России-24» – ток-шоу. Там теперь тоже есть свое, в отличие от прочих каналов уютное какое-то, камерное. Ведущий, пяток экспертов, полное единомыслие. Никто не зигует, никого не бьют. Никто не вопит, все чинно и степенно. И вот эксперты – трое без запоминающихся имен и фамилий, зато крепкие и с грозным блеском в глазах, двое с историей и прошлым – обсуждают, естественно, Украину. Один (не важно, кто, вообще не важно, кто конкретно говорит, когда все говорят одно и то же) заявляет: «Это не кампания. Кандидаты превратили кампанию в какое-то шоу!» Остальные согласно кивают.

Кивает даже один с историей, знакомый мне по прошлой жизни и немало постаравшийся, чтобы кампанию 1999-го превратить в довольно-таки яркое шоу. Забыл, наверное. Печальные, но ожидаемые последствия жизни в коконе: никто уже не помнит, как выглядит конкурентная политика. Кампания – это ведь шоу и есть, в этом ее смысл, но российских специалистов этот факт поражает. Даже оскорбляет, возможно, теперь ведь все ранимые.

Без единого гвоздя

Карго-культ – модный, но явно не рабочий способ для описания русского политического строительства. Все вовлеченные в процесс еще в прошлом веке более или менее разобрались, как демократическая политика устроена и как функционирует. В прошлом веке пытались копировать, в этом – изобретать свое. Никому не подражая, создавая новые смыслы, вернее, подменяя смысл существования любого института противоположным.

Проводили бурные кампании, издавали газету «Не дай бог», приглашали видного французского имиджмейкера Жака Сегела, чтобы помочь Борису Ельцину. Видный имиджмейкер покушал красной икры, прошелся по Москве и предложил сценарий клипа: первый президент России идет по Красной площади, из-под ног его взмывает в небо стая голубей, и все понимают, что это – будущее России. Поблагодарили, расплатились, проводили. Имиджмейкер написал мемуары. Перевели, еще раз расплатились.

А потом, в веке нынешнем, поняли, что кампания как шоу только отвлекает граждан от процедуры переназначения вечного президента, и разработали собственный сценарий. Вечный президент сияет где-то возле неба, куда так и не улетели голуби из-под ног вечного президента, а внизу, в пыли, копошатся прочие кандидаты, у которых есть три минуты времени на федеральном ТВ и нет никаких оправданий для собственного существования.