Супермаркет Walmart во Флориде. Фото: Carlos Barria / Reuters

Супермаркет Walmart во Флориде. Фото: Carlos Barria / Reuters

В середине 1980-х годов основатель торговой сети Walmart и богатейший человек в США Сэм Уолтон попал в аварию. Находясь за рулем, он отвлекся и врезался в грузовик своей же компании (никто не пострадал). Извиняясь, он сослался на давнюю привычку – считать машины на парковках торговых центров.

Для Уолтона это был простой способ оценить, как идут дела у магазина – своего или чужого. Иногда, будучи пилотом-любителем, он даже совершал полеты, чтобы осмотреть с воздуха парковки конкурентов.

Спустя десятилетия это превратилось в отдельный бизнес. Сервисы, использующие спутниковую съемку и технологии обработки данных, могут подсчитать машины на тысячах парковок. Потенциально такие цифры можно использовать для оценки показателей компании – еще до публикации ее очередного отчета – и предсказать, как изменится курс ее акций.

Спутниковая съемка – часть растущего рынка альтернативных данных, информации о компаниях, собираемой из внешних источников. Его объем оценивается в сотни миллионов долларов; сервисами, предлагающими такие сведения, пользуется большинство американских хедж-фондов. Например, это может быть трафик в магазинах, рассчитанный по данным геолокации с телефонов, или оценка спроса на товары по анализу электронных чеков, рассылаемых покупателям.

Новое исследование, проведенное экономистами из Калифорнийского университета (его обзор опубликовал их коллега, профессор права Фрэнк Партной), подтвердило, что такие методы помогают спрогнозировать движение рынка – курс акций тех или иных компаний, цены на сырье и так далее. Правда, некоторые сомневаются, можно ли считать преимущество, которое получают трейдеры с доступом к такой информации, справедливым.