Самолет авиакомпании "Аэрофлот" Sukhoi Superjet 100, вернувшийся во время рейса Москва - Мурманск в аэропорт Шереметьево из-за возгорания на борту.  Фото: youtube.com

Самолет авиакомпании "Аэрофлот" Sukhoi Superjet 100, вернувшийся во время рейса Москва - Мурманск в аэропорт Шереметьево из-за возгорания на борту. Фото: youtube.com

Большая трагедия располагает к гневу. В наших условиях (не очень правовое государство, цензурный информационный вакуум в сочетании с низким доверием к официальным словам, общепризнанное существование игроков, которым ничего не будет, что бы они ни натворили, и т.п.) массовый гнев исторически был обращен к властям, которые что-то скрывают. В России еще живо – более того, оно находится у власти! – поколение, заставшее советскую цинически-ханжескую культуру массовых оповещений, когда даже Чернобыль становился достоянием гласности с запозданием и по чуть-чуть, а чтобы об авиакатастрофе написали в газетах, должна была разбиться как минимум футбольная команда высшей лиги; когда в нашей стране случилась первая ядерная катастрофа, и люди в Челябинске своими глазами видели взрыв, местная пресса писала о северном сиянии, аномально случившемся в совсем не полярных широтах.

До советского масштаба лжи и умолчаний нынешней России еще далеко. Но к советскому наследию современная Россия в лице возглавляющих ее советских людей относится с особым трепетом, и на новом витке советское наследие реанимируется или гальванизируется не в прежнем виде, а в каком-то новом, мутантном, учитывающем поправку и на наш капитализм с элементами феодализма, и на технический прогресс, прежде всего медийный, и на новые особенности массового восприятия новостей.

«А власти скрывают» – уже с довольно давних пор, с нулевых это прежде всего анекдот, фраза, не подлежащая произнесению всерьез (точно так же, как «кровавый режим» или, скажем, «великий китайский файрвол», про который тоже шутили лет пятнадцать подряд до тех пор, пока он не превратился во вполне серьезный закон). В современной России, если человек говорит «а власти скрывают», он на самом деле иронизирует, имея в виду, что власти ничего не скрывают, но некоторые алармисты ищут какую-то теорию заговора. Другого смысла в формуле «а власти скрывают» давно нет, эта формула дискредитирована – черт его знает, нарочно или нет; скажешь, что нарочно, и сам тут же пополнишь ряды конспирологов и маргиналов.