Самолет Ил-76.

Самолет Ил-76.

ТАСС / Владислав Карпов

Катастрофа SSJ100 в аэропорту Шереметьево вновь вызвала дискуссию о квалификации российских пилотов и качестве их подготовки. Но непосредственно перед трагедией прошла еще одна новость – о финансовых проблемах UTair, угрожающих перевозчику остановкой деятельности. И среди причин – наряду с долговой нагрузкой и ростом цен на авиакеросин – была указана нехватка кадров. Дефицит опытных пилотов на рынке вынуждает авиакомпанию отказываться от прибыльных рейсов.

В российской авиации слишком мало профессионалов. Несмотря на настойчивые попытки авиакомпаний привлечь к этой проблеме внимание властей, решить ее никак не удается. По оценкам «Аэрофлота», российские перевозчики в прошлом году планировали нанять 900 пилотов из числа дипломированных курсантов. Но профильные вузы выпустили только 750 человек, у которых в большинстве нет необходимого налета часов. А не хватает нанимателям в первую очередь командиров воздушных судов – людей со стажем и солидной практикой.

Авиакомпаниям приходится обращаться в Росавиацию за разрешением нанимать иностранцев: квоты в 200 человек, одобренной правительством в 2014 году, уже явно недостаточно. В любом случае зарубежные специалисты могут быть лишь временным решением. С учетом темпов роста российского рынка, потребность в новом персонале будет постоянно увеличиваться – предположительно на 1700 пилотов ежегодно в перспективе ближайших десяти лет.

Сам по себе кадровый кризис, угрожающий национальной индустрии авиаперевозок, присущ не одной лишь России. Пилотов не хватает во всем мире. Согласно прогнозам Boeing, в ближайшие 20 лет мировой авиарынок пополнится 41 тысячей новых самолетов, что потребует 87 дополнительных пилотов ежесуточно – или по одному каждые 17 минут. Столь масштабный конвейер массового обучения персонала пока не может обеспечить ни одна страна, включая Соединенные Штаты. В 2015 году местные авиакомпании не выполнили и двух третей плана по найму пилотов, подсчитали в Региональной ассоциации авиакомпаний США. Нехватку квалифицированного персонала там охарактеризовали как острую и чреватую крупными неприятностями для рынка и в целом экономики.

В общем, трудности российской гражданской авиации не уникальны. Национальной особенностью скорее является реакция государства на возникшую ситуацию.