Ольга Кашубина. Фото: Софья Ватакатаева

Ольга Кашубина. Фото: Софья Ватакатаева

Для обычного человека поликлиника или больница – место, где немного не по себе. Оно живет по своим законам, в которых пациент разбирается не до конца. Как общаться с врачом, чтобы наладить контакт и получить адекватное лечение? Какие рекомендации должны вызвать настороженность? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили Ольгу Кашубину, журналиста с медицинским образованием, популяризатора науки, автора телеграм-канала ШБмнк и книги «Как болел бы врач?», вышедшей в этом месяце.

– Многие пациенты воспринимают медицину как сферу услуг и требуют от врачей соответствующего поведения. Как к этому относятся врачи?

– В Советском Союзе была очень популярна патерналистская модель: когда врач вещает сверху вниз, а пациент его очень уважает и должен точно выполнять его требования. Эта модель устарела. Сейчас становится все популярнее партнерская модель: врач с пациентом общаются на равных, как партнеры.

Конечно, многим врачам старой закалки это не очень нравится. Если пациент говорит: «Я сомневаюсь в диагнозе, что, если я схожу к вашему коллеге и получу второе мнение?», они воспринимают это как личное оскорбление. Молодые современные врачи, с одной стороны, перенимают старую модель от старших коллег, а с другой, читают западные учебники, какие-то гайды – и начинают видеть смысл в новой модели, она же удобнее. Но это требует большой смелости со стороны врача – поступиться своим авторитетом и дать право голоса пациенту. Не всегда наличие выбора у пациента облегчает лечение. Попробуйте бабушке сказать: ну что, сама выбирай, операцию тебе делать или консервативно лечить. Поэтому в каких-то случаях пациентам комфортнее и спокойнее, чтобы врач все делал за них.

Но коммуникация между врачом и пациентом – это отдельный навык. В наших медицинских вузах ей не обучают. Хотя есть замечательная педиатр Анна Сонькина-Дорман, которая создала специальные курсы по коммуникации и организовала перевод очень крутого зарубежного учебника, посвященного этой теме. Все это постепенно развивается, и я думаю, что даже многие зрелые взрослые врачи теперь к этому прислушиваются. В частном секторе медицины невозможно без партнерской модели: люди просто не понесут деньги, если врач будет хамить. Я думаю, что, может, еще 10 лет, и эта система сменится – просто в силу того, что все старое отмирает.