Лев Гудков

Лев Гудков

О чем говорит рост уважения к Сталину? Какие архаические пласты заметны в праздновании Дня Победы? Что происходит с рейтингами власти? Долго ли готовы терпеть российские граждане? Почему не умирает тип «простого советского человека»? В чем причины недовольства «Левада-центром» со стороны части демократически настроенных людей? На эти и другие вопросы ответил наш новый гость на Republic Talkсоциолог, директор «Левада-центра» Лев Гудков. Запись интервью можно посмотреть на телеканале «Дождь».

О Дне Победы

День Победы постепенно стал центральным, общенациональным, общегосударственным праздником. Это единственное оставшееся основание для коллективного самоуважения, гордости, чувства силы, величия. Все остальные основания для самоуважения ушли или, по крайней мере, сильно ослабли. Раньше гордились достижениями в космосе, но сейчас на сцену космических исследований вышли и другие страны. Ушла и гордость за достижения науки или культуры, которые оказались все отнесены к XIX веку или к советскому времени.

Остались из факторов самоуважения громадность территории, сырьевые богатства и усиливающееся значение нашей военной мощи. Мощь эта рассматривается и в связи с конфронтацией с Западом, и как моральное оправдание собственной позиции силы – через победу в войне. Сам смысл войны поменялся: вместо смертельной борьбы с внешним врагом (нацизмом) теперь это торжество над Западом, над остальным миром, основание для того, чтобы диктовать свою волю другим странам.

И это признание центрального места власти, которая приняла на себя ответственность за все коллективные ценности – от безопасности до национального величия – и не готова ни с кем делиться. Победа стала действительно очень важным элементом в легитимности власти, оправдании единовластия, почти самодержавия.

Но одновременно сам по себе такой праздник, как он выглядит сейчас, не состоялся бы, если бы общая примитивизация сознания не подняла архаические пласты. Этот праздник все сильнее начинает связываться с культом предков, с культом мертвых. Не все осознают это. У всякого праздника, если брать его традиционные культурные истоки, есть две языческие основы в структуре – это похороны и возрождение. Поэтому во всяком празднике сегодняшнем есть поминовение и переживание нового рождения, новых смыслов.