Если верить статистике, в России, Европе и США периодически употребляют алкоголь 50–80% населения. Порядка 20–40% из них перебарщивают с напитками – хотя бы раз в месяц выпивают 6 порций спиртного за один вечер. При этом процент тех, у кого любовь к алкоголю можно считать поведенческим нарушением, сравнительно невелик: в зависимости от методов исследования и формулировок оно развивается у 6–15% употребляющих.
Вопрос о том, от чего это зависит – почему одни становятся алкоголиками, а другие нет, – давно мучает и исследователей, и обывателей. К сожалению, он до сих остается без ответа. Вероятно, переход от пьянства к алкоголизму обуславливается сочетанием нескольких факторов – физиологических, социальных и генетических. Два недавних исследования уточняют роль последних.
Рабочая группа международного исследовательского проекта Psychiatric Genomics Consortium сравнила геном 15 тысяч людей с диагностированной алкогольной зависимостью с генетическими данными 38 тысяч человек, не страдающих алкоголизмом. В статье по итогам анализа, опубликованной в ноябре прошлого года, ученые сообщили, что вероятность развития зависимости связана с вариантом гена ADH1B.