Два года назад режиссер Александр Хант выстрелил своим жестким дебютным фильмом о России «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов». Сейчас он готовит новый проект «Межсезонье», сюжет которого отталкивается от трагедии псковских подростков. Егору Сенникову Александр Хант рассказал о настроениях российских тинейджеров, будущем кино и попытался найти ответ на вопрос – что такое Россия сегодня.
– У меня есть ощущение, – может быть и ложное – что в последнее время кино захвачено модой на ретро: можно взглянуть на громкие российские и зарубежные премьеры, на лауреатов кинофестивалей, на номинантов «Оскара» – и увидеть, что почти все эти фильмы так или иначе посвящены прошлому. Вы такую тенденцию ощущаете, видите?
– Честно говоря, я такую тенденцию не уловил. И фильмы, о которых вы говорите – от Серебренникова до Куарона – мне не кажутся авангардом современного кинопроцесса; нет ощущения, что это новое кино, которое говорит что-то очень важное о нас сегодня. В противовес им можно назвать немало картин, анализирующих современность. Более того, мне кажется, что какой-то всеобъемлющей центральной тенденции в мировом кино просто не существует.
Не уверен, что можно сказать, что кино в кризисе – но с ним точно сейчас много проблем. Оно не очень хорошо отзывается в зрителе: фестивальное кино ушло в свою нишу очень сильно и плохо собирает кассу, а те фильмы, которые зарабатывают огромные деньги – это очевидные аттракционы; в нем мало чего-то интересного и необычного.
Можно попытаться найти причины того, почему это происходит – может быть смыслы мигрируют из кино в компьютерные игры и сериалы… Мы сегодня вообще привыкли много времени проводить в интернете и это, во многом, обуславливает популярность сериалов: кино старается стать сериалом и как можно дольше приковывать зрителя. Боюсь, правда, что в этом есть некоторая бесчеловечность: наши короткие жизни так быстро тратятся на эти бесконечные сезоны, а время стало удивительно стремительным. Сериалы – это как легкие калории, но настоящая жизнь и настоящее кино гораздо сложнее. Многим же хочется получить эмоции проще и быстрее.
– Каково приходится режиссерам в наши дни? Вы сами говорили в других интервью, что после того как вы закончили режиссерский факультет, вам приходилось непросто строить свой путь в профессии. Как вы считаете, это нормальная часть профессии режиссера или это неправильно?