Юрий Чайка.

Юрий Чайка.

Коммерсантъ / Анатолий Жданов

Одним из последствий авиакатастрофы в аэропорту Шереметьево стала нарастающая критика в адрес российского гражданского авиастроения. И персонально – отраслевого флагмана SSJ100. Возможно, некоторое затишье – бесперебойная работа, отсутствие поломок и происшествий хотя бы в течение первого месяца после трагедии – могло бы снизить накал. Но так не получилось. Похоже, у SSJ100 черная полоса.

В начале мая – всего через несколько дней после пожара, в котором погиб 41 человек – возникли неполадки с гидросистемой у одного из лайнеров производителя, следовавшего из Ульяновска в Москву. Рейс был отменен: перепуганные пассажиры наотрез отказались искушать судьбу и потребовали заменить российский самолет на иностранный (их доставил в столицу Airbus A320). Небольшие ЧП с участием лайнеров «Сухого» в течение мая произошли еще в нескольких регионах. Одновременно Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) потребовала от Минтранса, чтобы тот оперативно проверил Superjet на соответствие сертификационным требованиям. В сети появилась петиция о запрете полетов SSJ100, которая успела собрать свыше 210 тысяч подписей. Заказчики тем временем стали отказываться от планов закупки новых самолетов, а те, что есть, – выводить из расписания. Не далее как вчера «Аэрофлот» отменил несколько таких рейсов из Москвы в Уфу.

Все это, заметим, происходит в отсутствие официальной информации о причинах авиакатастрофы. Расследование, которое проводит Межгосударственный авиационный комитет (МАК), завершится только через полтора месяца. Но мало кто готов так долго ждать – включая самого производителя.