Александр Петриков специально для «Кашина»
19 апреля 2005 года в Москве прошло первое заседание комитета молодежи «Хватит», призванного объединить тех, кого «достали коррумпированные чиновники». Это была весна, когда новые протестные молодежные, – именно молодежные, это важно, – движения возникали в Москве практически каждую неделю. Полгода как закончилась первая (тогда еще никто не знал, что она первая) революция на Украине, особую роль в которой сыграла молодежная организация «Пора», и тут такой вопрос о яйце и курице – то ли Кремль, посмотрев на Украину, решил, что вопрос о власти в дальнейшем будет решаться не на выборах, а на площадях, то ли враги Кремля пришли к тому же выводу – невозможно сказать, кто был первым, но практически одновременно и власть, и ее оппоненты начали одно за другим создавать молодежные движения, ориентированные на революцию или контрреволюцию – в зависимости от того, кто стоит за движением.
Та весна была для меня, молодого репортера, настоящим днем жестянщика. Тема маргинальной уличной политики досталась мне, еще когда я был стажером, именно потому, что никому, кроме стажеров, она не была нужна – ну в самом деле, движение «Красный еж» провело маевку в Измайловском парке, сколько строк в номере (газеты тогда были бумажные) выделит для репортажа о таком событии редактор? Я тихо страдал от нереализованности, обрастая при этом знакомствами в самой, вероятно, бессмысленной с точки зрения полезных знакомств среде.
И вдруг – это стало модно! «Кремль» создает «Наших», молодые активисты «Яблока» и СПС – «Оборону», движений помельче десятки, и это уже похоже на какой-то конкурс названий: «Ура!», «Авангард красной молодежи», «Россия молодая», «Местные», «Новые люди», «Всероссийская альтерглобалистская лига», «Смена», «Красный блицкриг», «Да», «Мы» и даже «Стоп-кран». Да что «Стоп-кран» – в какой-то момент даже Ксения Собчак (до выборов президента с ее участием оставалось двенадцать лет!) учредила молодежное движение «Все свободны».