Коммерсантъ / Xinhua via ZUMA Wire / Li Xin
Ма Хуатэн – создатель и руководитель китайской телекоммуникационной группы Tencent, обладатель многомиллиардного состояния (Forbes оценивает его в $37,5 млрд), а еще начинающий автор. Книга предпринимателя «Цифровая трансформация Китая. Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики» (выходит в издательстве «Альпина Паблишер») – в целом чтение на любителя. Слог суховат, а главы местами напоминают речи участников очередного съезда КПК. Тем не менее рассуждения одного из самых влиятельных людей в IT-бизнесе небезынтересны и стоят того, чтобы с ними ознакомиться. Ма Хуатэн среди прочего пишет о новых технологиях на службе сельского хозяйства и их роли в борьбе с отсталостью и нищетой деревни. Как это выглядит в Китае?
Сельское хозяйство – древнейшая отрасль народного хозяйства. Однако сегодня в ней применяются отсталые способы производства. Переход на цифровые технологии поможет преодолеть это отставание.
За качеством сельхозпродукции сегодня внимательно следят как правительство, так и потребители. С 2005 года в Китае началось внедрение системы контроля. В Пекине, Цзянсу, Шэньси, Фуцзянь, Тяньцзине, Чжэцзяне и других городах и провинциях развернулись опытные станции. Была проделана огромная работа по кодированию мест производства, введению документации по производственным базам, стандартизации упаковочной маркировки и т. д.
В 2016 году общий коэффициент качественной сельхозпродукции в ходе планового контроля по всей стране достиг 97,5%, увеличившись на 0,4 пункта по сравнению с прошлым периодом. За весь год здесь не было ни одного серьезного инцидента, связанного с безопасностью и качеством продукции. И нельзя не отметить роль цифровизации и информатизации в подобном прогрессе. Для примера можно привести программу «Безопасные овощи» – систему, внедренную в городе Тяньцзинь. Под этим брендом там создали 186 баз, 10 центров регулирования районного и уездного уровня, 72 центра регулирования сельского уровня. Система охватила площадь 354,7 тысяч му (китайская единица измерения площади, 1 му = 666,7 м2 ). Годовой сбор высококачественых овощей превысил 1,8 млн тонн, среднее повышение эффективности на один му составило 1461,6 юаней.
В 2015 году такие гиганты онлайн-торговли, как Alibaba, JD.com и Suning. com, первыми в стране открыли сетевые точки торговли в селах, начав освоение сельского рынка. Этот год был назван «Первым годом онлайн-торговли в селе». В 2016 году объем розничной онлайн-торговли на селе составил 894,54 млрд юаней – 17,4% от общего объема по стране.