Санкт-петербургский офис компании «Яндекс».

Санкт-петербургский офис компании «Яндекс».

Фото: Сергей Коньков / ТАСС

Российские спецслужбы в кооперации с Роскомнадзором за несколько дней дали пользователям рунета сразу два новых повода для беспокойства за приватность своих данных и переговоров: сначала стало известно о том, что сеть Tinder, подчиняясь требованиям «закона Яровой», согласилась на внесение в реестр организаторов распространения информации, а затем РБК сообщил о требовании ФСБ к «Яндексу» о предоставлении ключей для дешифровки данных пользователей сервисов «Яндекс.Диск» и «Яндекс.Почта» – и об отказе компании это сделать.

Представители Tinder заявляют, что передача данных о самой сети, необходимая для включения в реестр, вовсе не означает передачу данных ее участников. Однако по закону присутствие в реестре подразумевает обязанность компании хранить содержимое переписки в течение полугода и предоставлять ее по запросу спецслужбам. Какое решение она примет, столкнувшись с таким запросом на практике, неизвестно.

Поскольку Tinder – сервис онлайн-знакомств, намерение ФСБ взять под контроль – пусть даже гипотетически – переписку пользователей означает прямое вторжение не просто в частную, а в интимную жизнь россиян.

Не меньшим вторжением выглядит и атака на «Яндекс»; сервисы российского интернет-гиганта популярны настолько, что дешифровка трафика внутри них будет означать возможность контроля действий большинства пользователей. Компания аккуратно возразила: интересы безопасности она полностью разделяет, но считает, что тотальная дешифровка для этих целей вовсе не обязательна. Но выполнила ли она в итоге требование или нет, по-прежнему неясно. Глава Роскомнадзора Александр Жаров загадочно пояснил, что «Яндекс» и ФСБ нашли некое «приемлемое решение», что бы это ни значило.