В Израиле впервые за его 70-летнюю историю состоятся уже вторые за год досрочные выборы. Биньямину Нетаньяху 10 лет удавалось переигрывать противников, однако сейчас ситуация для него складывается критическая – в случае поражения в сентябре его может ждать тюрьма.

Месть помощника

29 мая многочасовые переговоры о создании коалиционного правительства завершились ничем. Формально «могильщиком» коалиции стал Авигдор Либерман со своей правой национальной партией «Наш дом Израиль», в которой, кстати, немало русскоговорящих израильтян. Либерман, покинувший в прошлом году пост министра обороны из-за разногласий с Нетаньяху о политике в секторе Газа, запретил пяти депутатам «Дома» присоединяться к коалиции премьера.

Камнем преткновения стал лоббируемый Либерманом закон об обязательной службе в армии даже для ортодоксальных религиозных студентов. Выбирая между Либерманом и ортодоксами, у которых в кнессете (парламенте) 16 мест, Нетаньяху выбрал вторых. Однако его коалиции все равно не хватило мандатов для получения большинства в однопалатном 120-местном кнессете, в который депутаты избираются по партийным спискам.

Упрямство Авигдора Либермана было делом принципа, потому что, во-первых, религиозных студентов мало, а во-вторых, армии они не нужны. Большинство израильтян считают, что он просто мстит Нетаньяху. Не секрет, что враждуют они не с прошлого, а с 1988 года, когда Нетаньяху взял к себе его, бывшего вышибалу, помощником. За долгие годы совместной работы у Либермана выработалось чувство сильной и вполне обоснованной неприязни к шефу.