Осаму Сузуки в своем кабинете. Фото: Yuriko Nakao / Reuters

Осаму Сузуки в своем кабинете. Фото: Yuriko Nakao / Reuters

В Японии бизнес с историей в несколько веков – обычное дело. По данным рейтингового агентства Tokyo Shoko Research, тысячи из ныне существующих компаний были созданы по меньшей мере сотню лет назад. Многим – более 200 лет (исследование, проведенное Банком Кореи в нескольких десятках стран, обнаружило там более 5 тысяч таких компаний – и около половины пришлось на Японию). Некоторые – старше тысячи лет.

Среди них производитель саке, который ведет бизнес около 400 лет. Компания, более 300 лет выпускающая сладости. Отель с горячими источниками, основанный в начале VIII века – согласно Книге рекордов Гиннесса, старейший в мире (второй по долголетию отель, по имеющимся данным, также находится в Японии).

Как правило, это семейные фирмы. Например, упомянутым производителем саке одна и та же семья управляла на протяжении 14 поколений. Их бизнес нередко связан с национальными традициями – и это, как и тесная связь с местными сообществами, считается одной из причин его процветания.

Как отмечают авторы исследования, посвященного таким компаниям («синисэ»), на локальном уровне между ними и населением возникает подобие симбиотической связи. Компании, например, продают традиционные блюда для местных праздников, организуют фестивали и даже участвуют в общественных работах (например, их работники помогают в уборке улиц). Это придает им статус хранителей традиций и обеспечивает лояльность потребителей – как среди местных жителей, так и среди местной власти.