Владимир Путин и Игорь Сечин.

Владимир Путин и Игорь Сечин.

Sergei Karpukhin / REUTERS

Государство продолжает укреплять контроль над экономикой больших проектов, создавая сложносочиненные структуры с друзьями президента Путина. На минувшей неделе важным событием такого рода стало соглашение госкорпорации ВЭБ.РФ и «Стройпроектхолдинга» Аркадия Ротенберга о создании крупнейшего игрока на рынке инфраструктурного финансирования и строительства. Сфера интересов совместного предприятия широка: строительство портов, объектов энергетики и железной дороги. Госкорпорация, которой руководит бывший вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов, заинтересована, например, в покупке крупнейшего строительного подрядчика РЖД, группы компаний «1520». Ее совладелец Алексей Крапивин – сын покойного советника экс-главы РЖД Андрея Крапивина – готов к такому развитию событий. Он успел консолидировать контрольный пакет группы за счет доли другого некогда крупного совладельца «1520» Валерия Маркелова, которого недавно арестовали по подозрению в даче взяток полковнику Захарченко. Уточним: уже не полковнику. В понедельник Пресненский суд Москвы лишил Дмитрия Захарченко этого звания и приговорил 13 годам в колонии строгого режима. Шувалов-Ротенберг–Крапивин-Маркелов-Захарченко. Тесен мир российского инфраструктурного хозяйства.

В новом выпуске «Хроник госкапитализма»:

Госнаука. «В условиях кибервойны стрессы совсем другие»

В конце апреля состоялось общее собрание Российской академии наук. По его итогам было решено рекомендовать правительству РФ увеличить бюджетное финансирование фундаментальных исследований на 2020 год – с нынешних 179 млрд до 199 млрд рублей. Не все посчитали справедливым такие расчеты: профсоюз РАН, например, призвал академиков настаивать на удвоении суммы. Впрочем, даже в условиях хронического недофинансирования официальная российская наука способна рождать удивительные проекты. Об одном из таких стало известно на минувшей неделе.

Президент РАН Александр Сергеев анонсировал разработку так называемых военных паспортов. Они, как пояснил Сергеев в интервью ТАСС, позволят предсказывать «устойчивость солдат к стрессам, способность в условиях этого стресса выполнять физические и ментальные операции и так далее». Более того, «военная медицина сможет высоко поднять планку этого проекта, уже есть серьезные наработки в этой области. Речь идет о том, чтобы на генетическом уровне понимать, кто более расположен, например, к службе на флоте, а кто, может быть, более готов стать десантником или танкистом».