Рынок в Петропавловске, 1993 год. Фото: Reuters

Рынок в Петропавловске, 1993 год. Фото: Reuters

В моем кругу общения довольно много российских предпринимателей. У подавляющего большинства из них дела сегодня обстоят либо совсем плохо, либо гораздо хуже, чем раньше. Это обстоятельство можно было бы объяснить узкой выборкой, но, например, по данным единого реестра предприятий малого и среднего бизнеса, с августа 2016 по май 2019 года число малых и средних предприятий в России сократилось на 8–9%.

Из числа моих знакомых довольно многие, отказавшись от амбиций владельца собственного бизнеса, пошли работать в крупные (часто государственные) структуры. Еще больше тех, кто в той или иной форме перешел в категорию рантье (доходы от недвижимости, пассивные инвестиции в финансовые инструменты), от собственно предпринимательской деятельности отказавшись.

Процесс обновления предпринимательского корпуса для любой экономики – вещь совершенно нормальная и даже полезная. Но у нас с обновлением как раз беда. Согласно данным Global Entrepreneurship Monitor (GEM), в России самая низкая из числа наблюдаемых стран доля людей, планирующих открыть собственный бизнес в течение ближайших 3 лет (2% против 12% в США, 20% в Индии и 31% в Южной Корее). В 2006 году эта доля у нас была втрое выше – 6%. Также, по данным GEM, россияне заметно хуже, чем жители большинства стран, оценивают как общие возможности для создания и развития бизнеса в стране, так и собственные способности вести самостоятельный бизнес. (Рост числа ИП, фиксируемый в последние годы налоговыми органами, частично объясняется ужесточением налогового администрирования, а частично отражает рост числа самозанятых, которые не являются предпринимателями в классическом понимании этого слова.)

Традиционно подобное положение вещей объясняется ростом доли государства в экономике и увеличением административного давления на бизнес. Такие объяснения, безусловно, имеют под собой основания, и спорить с их значимостью я бы не взялся. Отмечу лишь, что переход некоторых отраслей экономики под контроль государства или связанных с государством групп сам по себе необязательно должен означать прекращение создания новых бизнесов в других отраслях. А ужесточение администрирования помимо понятных минусов теоретически должно способствовать равенству правил игры и честной конкуренции (не утверждаю, что в России происходит именно так, но в теории должно).

Но я хотел бы отметить факторы снижения предпринимательской активности и доходности бизнесов, о которых говорят не столь часто.