В начале 1970-х годов администрация США объявила «войну наркотикам». Ричард Никсон, который тогда был президентом, назвал их национальной угрозой и основал отдельное управление по борьбе с ними – ведомство, проводившее операции как внутри страны, так и за ее пределами. Среди прочего в странах Латинской Америки, откуда в Соединенные Штаты поступал кокаин – сотни тонн в год.
За несколько десятилетий США потратили на борьбу с картелями более триллиона долларов. Кампания принесла определенные результаты – некоторые из группировок были разгромлены, их участники экстрадированы и осуждены американскими судами, производство коки, посевы которой уничтожались при поддержке США, стало сокращаться (хотя позднее посевы снова стали расти, в Колумбии, сохранившей статус крупнейшего производителя кокаина, в прошлом году они достигли рекордных уровней).
Но у кампании была и обратная сторона. Нередко в ней использовались сомнительные методы, а секретность и большие деньги, связанные с наркобизнесом, способствовали коррупции. Некоторые утверждали, что силовые ведомства США даже сами организовывали поставки крупных партий кокаина в страну, чтобы использовать их для арестов (по неофициальной версии, самолет Gulfstream II, разбившийся в Мексике в 2007 году с несколькими тоннами наркотиков на борту, участвовал как раз в одной из таких операций).
Одной из наиболее скандальных стала история Баруха Веги – авантюриста, сотрудничавшего с несколькими американскими спецслужбами. Он работал в Колумбии под прикрытием модельного фотографа, и его задача заключалась в том, чтобы заманивать наркоторговцев в Соединенные Штаты. Предлагал им сдаться американским властям, обещая снисхождение и – в перспективе – свободную жизнь в США.
Работа была успешной, но, как выяснилось позднее, он превратил ее в собственный подпольный бизнес с доходами в миллионы долларов – деньгами, которые он выманивал у представителей картелей, обещая покровительство своих кураторов в спецслужбах. В итоге его арестовали агенты ФБР. Но вскоре отпустили – суд над ним обернулся бы слишком большим скандалом.
«Все это превратилось в такой бардак, что правительство просто решило забыть эту историю, – говорит Пол Крэйн, который был агентом Управления по борьбе с наркотиками в Боготе в 1990-е годы. – Если бы мы стали это раскапывать, пришлось бы арестовывать моих коллег, агентов ФБР и прокуроров. История была просто безумной».