Нью-Йоркская фондовая биржа.

Нью-Йоркская фондовая биржа.

REUTERS / Lucas Jackson

«Элементы силы. Гаджеты, оружие и борьба за устойчивое будущее в век редких металлов» Дэвида Абрахама (недавно вышла в Издательстве Института Гайдара) – одна из тех книг, что написана автором с глубоким знанием темы. Интерес к редким металлам, по словам самого Абрахама, изначально был связан с геополитикой. Нескольких лет автор изучал взаимовлияние этих областей в компании с Уолл-стрит, специализирующейся на продаже энергоресурсов, а также в профильном отделе Административно-бюджетного управления Белого дома. «Кроме того, я был менеджером НКО, которая занималась проблемами воды в Африке. Изучая сырьевые товары, потребляемые в больших количествах, я понял, что небольшой мир редких металлов гораздо более сложен, хотя и не пользуется таким пристальным вниманием, как другие сырьевые ресурсы – нефть, газ и уголь». А зря.

В отличие от других советских граждан, у жителей Силламяэ в Эстонии никогда не было недостатка в бананах. Кроме того, они обладали редкой привилегией иметь собственный автомобиль, но из-за ограничений в передвижении большинство не ездили дальше своего рабочего места в Silmet, или Завод № 7,– городского предприятия по переработке металлов, расположенного в конце улицы Центральной. Почти все жители города, который находится всего в тридцати километрах от российской границы, были русскоязычными, некоторые из таких республик, как Узбекистан. Коренные жители составляли менее 5% городского населения. Городу не хватало местной идентичности, но у этого была своя цель. Ученые, работавшие на заводе, занимались сверхсекретными металлургическими процессами – переработкой урана и редкоземельных элементов, ниобия и тантала.

Иосиф Сталин построил город в конце 1940-х годов – это была жемчужина Балтийского региона. Когда я посетил его в 2013 году, он по-прежнему блистал великолепием, но за семьдесят лет поизносился. Архитектура города была дерзкой и внушительной: бульвары, усаженные деревьями, двух- и четырехэтажные дома в неоклассическом стиле с величественными, потертыми фасадами и много зеленого пространства, включая парк с каскадной лестницей, украшенной урнами и горгульями. Силламяэ может похвастаться потрясающими видами на Финский залив. Но на протяжении десятилетий посещение города было под запретом. Когда строительство Силламяэ было завершено, на что потребовался труд 18 тысяч человек и примерно пять лет, Сталин велел стереть его с официальных карт. Имеющий свои собственные системы водоснабжения и электричества, город и его металлообрабатывающий завод стали государственной тайной.

Сталин решил основать перерабатывающее предприятие в Силламяэ, поскольку, по данным геологов, город был богат ураном; частично он использовался для создания первой атомной бомбы в стране. Но, несмотря на тщательное планирование, Завод №7, теперь известный как Silmet, был возведен не там, где нужно. Уран в Силламяэ закончился вскоре после начала добычи. В городе говорили, что ученые переоценили ресурсы, скрывающиеся в обширных запасах нефтяного сланца в регионе. Остается только догадываться, сколько несчастных потратили свои годы жизни в Сибири, размышляя над этой ошибкой.

Впрочем, от крупных просчетов в этой области не застрахован никто – в чем легко убедиться, взглянув на современное развитие горнодобывающего рынка.