Александр Петриков специально для «Кашина»

Пора зафиксировать: несмотря на общее плачевное состояние рынка и свободы слова, несмотря вообще ни на что, культура журналистских расследований в современной России находится сегодня на мировом уровне и даже, возможно, превосходит его. Как Тарковский в эпоху производственных драм, как Ленинградский рок-клуб в эпоху Пугачевой, как программисты в эпоху вещевых рынков – в эпоху «в сети высмеяли Трампа» и «на могиле Началовой замироточил крест» небольшое сословие расследователей – из нескольких СМИ от РБК до «Собеседника», из политических и околополитических проектов типа «Трансперенси» и (этого не отнять – они во многом законодатели жанра) ФБК – спасают честь профессии и поддерживают на высоком уровне и в состоянии постоянного совершенствования те профессиональные знания и умения, ту традицию, которая не позволяет умереть журналистике, бережет ее до лучших времен, обеспечивает в конечном счете общий культурный уровень нации; тут уместен пафос и даже немного конъюнктурная отсылка к трагедии этих дней. Вот как инженеры начала девяностых, проектировавшие АС-12, не зная, но веря, что наступит время путинского милитаризма, не бросили свою работу, так и сидящие теперь над реестровыми базами хмурые репортеры не столько вскрывают нынешние тайны, сколько наколдовывают завтрашнюю Россию, в которой честная газетная публикация будет вызывать отставки и правительственные кризисы, а чиновники будут бояться воровать, понимая, что если, не дай Бог что, завтра над их дачами пролетит карающий квадрокоптер – ну и все, в лучшем случае конец карьере. Серьезно, об этом хочется писать по-прохановски: вечный огонь русской журналистики поддерживается сегодня тайно в неугасимых лампадах нескольких журналистов.

Журналистов, которые, скорее всего, сами не понимают, зачем это надо, потому что – ну да, выходит завтра очередное: «По данным госреестра, собственником участка числится Российская Федерация… Участок охраняют бойцы Росгвардии… Стройка обошлась в сто миллиардов…», – как бы да, здорово, но что с того?