Президент Украины Владимир Зеленский (справа) и бывший президент Леонид Кучма, назначенный представителем Украины в контактной группе по Донбассу. Фото: Gleb Garanich / Reuters

Президент Украины Владимир Зеленский (справа) и бывший президент Леонид Кучма, назначенный представителем Украины в контактной группе по Донбассу. Фото: Gleb Garanich / Reuters

В урегулировании конфликта на Донбассе Москва, похоже, в ближайшие месяцы может оказаться в ситуации, когда лучше проявлять осторожность в своих желаниях – они могут сбыться в неподходящий момент. Растет вероятность, что после парламентских выборов 21 июля Киев начнет выполнять Минские соглашения или их значительную часть. Перед Россией это поставит болезненный вопрос о долгосрочной стратегии в отношении Украины. И нет уверенности, что адекватный ответ на этот вопрос у Кремля сегодня есть.

Киев идет навстречу

В субботу президент Украины Владимир Зеленский заявил в интервью Deutsche Welle, что «хотя ни моя команда, ни я не подписывали этот “Минск”, но мы готовы идти по пунктам всех минских договоренностей для того, чтобы наконец у нас был мир». Зеленский тут снимает с себя ответственность за соглашение, зафиксировавшее в 2015 году военное поражение Украины на Донбассе. Он готов его выполнять, но вся ответственность за последствия ложится на подписавшего Минск-2 Петра Порошенко. Это не новый, но работающий прием в политике.

Ранее в интервью киевскому изданию «LB.ua» о намерении новых властей Украины приступить к реализации своих обязательств по политической и социально-экономической части Минска-2 заявил секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Александр Данилюк. Он выступил за прекращение экономической блокады Донбасса и введение в действие «Закона об амнистии», что ранее блокировалось Киевом. По его словам, «стоять и упираться лбом нельзя» и «стоит попытаться». Почти одновременно глава офиса президента Украины Андрей Богдан высказался за предоставление русскому языку статуса регионального на Донбассе, сформулировав близкую Москве позицию – решение языкового вопроса поможет приблизить мир.

Наконец, не чужой новому президенту Украины бизнесмен Игорь Коломойский в интервью изданию «НВ» назвал войну на Донбассе «внутренним гражданским конфликтом», который «никакой Россией не инспирирован», несмотря на присутствие там российской военной техники и российских военных, но «это нормально», ведь «у нас “джавелины” есть». «Но основа, шампур этого конфликта, – это внутриукраинский конфликт, который, кстати говоря, готовился 20 лет. Минимум с 2004 года, с выборов Ющенко-Янукович. Тогда первый раз ясно было, что мы к этому готовы», – подчеркнул Коломойский. Оказывается, продвигаемый Москвой нарратив о «внутриукраинском конфликте» на Донбассе может быть использован новыми силами в Киеве как удобное прикрытие для обоснования тяжелых решений.