Александр Петриков специально для «Кашина»

Общественная палата РФ будет жаловаться в ООН на немецкого журналиста Свена Феликса Келлерхоффа, который в газете Die Welt поставил под сомнение официальную российскую версию битвы под Прохоровкой. Тут можно, конечно, представить, как ооновские чиновники будут читать российскую жалобу, и что они при этом подумают, но вообще в 2019 году официальная российская обида на то, что кто-то где-то написал что-то не то про войну, выглядит несколько старомодно и в какой-то мере даже мило.

Пик таких обид пришелся на начало десятых, когда российская власть конструировала противостояние консервативного большинства и врагов-отщепенцев, которые посягают на все народные ценности от Великой Победы и православия до семьи, любви и верности. Шесть-семь лет назад дня не проходило, чтобы кто-нибудь не оскорбился за веру, за воевавших дедов, за исконную отечественную гетеросексуальность, и большие общественные конфликты тех лет так и идут через запятую – дело Pussy Riot, блокадный опрос «Дождя», борьба с гей-пропагандой. В какой-то момент наигрались, острота снизилась, да и странно повторять один и тот же фокус бесконечное количество раз. Казенная повестка за эти годы сменилась, многие карты смешал Крым, потом противостояние с Западом, сейчас Грузия. Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России давно распущена, а ее создатель Сергей Нарышкин затерялся где-то в Службе внешней разведки. Но приобретенный в те годы рефлекс никуда не делся, и, по крайней мере, часть лоялистской общественности и прессы по-прежнему каждый раз делает стойку, если видит где-то посягательство на святыню.

Эта святыня – как правильно ее описать? Представим себе такой красивый сундук или ларец, достаточно большой, обшитый золотом и украшенный драгоценными камнями. Понятно, что вещь, и что люди старались; ларец хранится в золоченой комнате, которая, конечно, надежно охраняется – и почетный караул, и спецназ у дверей, и электронная сигнализация, страшное дело. Но если мы, получив соответствующее разрешение, проникнем в золоченую комнату, пройдем мимо почетного караула, вставим золотой ключик в замок и откроем ларец, то на дне обшитой алым бархатом его внутренности мы обнаружим несколько газетных вырезок, афишу кинофильма «Освобождение», номер журнала «Советский воин» за 1984 год, какую-нибудь детскую книжку тех же лет про войну – да и все, ничего больше.